ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Гнедич, Пётр Петрович


ИмяПётр Петрович Гнедич
Дата рождения30.10.1855 (18)
Место рожденияСанкт-Петербург
Дата смерти16.7.1925
Место смертиЛенинград
Род деятельностиРоссии XX века, XX века, с английского языка
Годы активностис 1877
Жанррассказ, повесть, роман, очерк, юмореска, фельетон
Дебют«Повести и рассказы» (1885)

Пётр Петро́вич Гне́дич (18, Санкт-Петербург — 16 июля 1925, Ленинград) — русский писатель, драматург, переводчик, историк искусства, театральный деятель; внучатый племянник Н. И. Гнедича.

Биография

Сын инженера путей сообщения. Закончил Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию. Учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге (1875—1879; не окончил).

В 1887 году основал и редактировал совместно с В. С. Соловьёвым журнал «Север». Основатель и редактор «Ежегодника императорских театров». Председатель петербургского Литературно-артистического кружка (1893—1895), заведующий художественной частью театра Литературно-артистического кружка (впоследствии Театр Литературно-художественного общества), управляющий труппой Александринского театра (1900—1908).

С 1914 года директор музея Общества поощрения художеств. После Октябрьской революции состоял членом репертуарной секции Петроградского отделения Театрального отдела Наркомпроса (1918—1919).

Литературная деятельность

Дебютировал в печати рассказами в журнале «Нива» в 1877 году. Его первая пьеса, «Дверей не заперли» (1878, издана в 1883), была поставлена вначале в частном театре А. А. Бренко и Пушкинском театре в Москве под названием «На хуторе», а в 1883 году — в Александринском театре под названием «Птичка в западне»; многократно ставилась в различных театрах.

С конца 1870-х годов печатал романы, повести, очерки, фельетоны, юморески, стихотворения, рецензии в газете «Санкт-Петербургские ведомости», журналах «Кругозор», «Шут», «Осколки» и многих других изданиях. Выпустил сборники «Повести и рассказы» (1885), «Семнадцать рассказов» (1888), «Новые рассказы» (Т. 1—2, 1890), «Кавказские рассказы» (1894), «Мгновенье» (1896) и другие, также сборники фельетонов «Песьи мухи» (Т. 1—3, 1905—1909). Его пьеса «Горящие письма» стала первым режиссёрским опытом К. С. Станиславского на сцене Московского Общества Искусства и Литературы (МОИиЛ).

Автор многочисленных работ по истории искусства (изданы в 1885 году), объединённых в книгу «История искусств с древнейших времен» (Т. 1—3, 1897; неоднократно переиздавалась).

Автор романа «Китайские тени» («Русский вестник», 1894; отдельное издание — 1895), «Ноша мира сего» (1899), «Туманы» (1899), «Купальные огни» (1900)

Успехом пользовались постановки пьес с общей либеральной направленностью, сценической занимательностью, живым диалогом «Перекати поле» (1889), «Горящие письма» (1890), «Зима» (1905), «Холопы» (1907), «Болотные огни» (1909) и другие. Пьесы изданы в сборниках «Шесть комедий» (1887), «Второй том комедий» (1894)

Переводил трагедии Шекспира: «Гамлет, принц датский» (1891), «Укрощение строптивой» (1899).

Мемуарист: Книга жизни: воспоминания, 1855—1918 / ред. и примеч. В. Ф. Боцяновского; предисл. (литературно-биографический очерк) Гайк Адонца; — Ленинград: Прибой, 1929. — 371 с.

На слова П. П. Гнедича были написаны романс «Сладким запахом сирени» (М. К. Липпольд), «Вся закутана чадрою» (А. А. Тарутин), «Моя малютка дорогая» (Б. В. Гродзкий), «Я помню детства золотого» (Э. К. Розенов).

Сочинения

  • СПб., А. Ф. Маркс, 1885
  • Редакц. и примеч. В. Ф. Боцяновского (Переиздание 1929 года), М., Аграф, 2000
  • М., ЭКСМО, 2005
  • Петроград, 1918

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить