ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Гофмансталь, Гуго фон
Имя | Гуго фон Гофмансталь |
Оригинал имени | Hugo von Hofmannsthal |
Дата рождения | 1.2.1874 |
Место рождения | Вена, Австрия |
Дата смерти | 15.7.1929 |
Место смерти | Родаун, Австрия |
Род деятельности | Писатель, Драматург, Поэт |
Направление | Декадентство,Символизм |
Язык произведений | Немецкий |
Дебют | 1890 |
Гуго фон Гофмансталь (Hugo von Hofmannsthal, 1 февраля 1874, Вена — 15 июля 1929, Родаун, под Веной) — австрийский писатель, поэт, драматург, выразитель идей декадентства в австрийской литературе конца XIX века — начала XX века.
Биография
Родом из состоятельной дворянской семьи, по отцу — итальянского происхождения. Блестящий гимназист, полиглот и книгочей, дебютировал стихами в 1890. Тогда же познакомился с Артуром Шницлером, в 1891 — с Генриком Ибсеном и Стефаном Георге, к литературной группе которого — «Листки искусства», Гофмансталь примкнул сразу после знакомства. На страницах журнала проповедовал идею искусство ради искусства.
Много путешествовал по Европе, чаще всего — на велосипеде. Изучал право и романскую филологию (1895—1898) в Венском университете, вместе со Шницлером входил в столичную литературную группу Молодая Вена (создана в 1890). В 1898 познакомился с Рихардом Штраусом, для которого написал несколько оперных либретто («Кавалер розы», 1911; «Ариадна на Наксосе», 1913; «Женщина без тени», 1919, и др.), в 1899 — с Рильке, в 1902 — с Рудольфом Касснером. Автор сценических обработок трагедий Софокла, Еврипида, драм Кальдерона, комедий Мольера, много лет сотрудничал с выдающимся режиссёром Максом Рейнхардтом.
В годы Первой мировой войны служил по интендантскому ведомству. Впоследствии занимался журналистикой.
Через два дня после самоубийства старшего сына Гофмансталь скончался в своей пригородной усадьбе от кровоизлияния в мозг.
Творчество
Крупнейший драматург австрийского и европейского символизма, автор нескольких книг импрессионистических стихов, эссе о литературе и национальной культуре, большой и малой прозы (из которой наиболее известна новелла-мистификация «Письмо лорда Чандоса», 1902).
Будучи декадентом-символистом, сам Гофмансталь любил называть себя неоромантиком. Характер его произведений, их лиричность и драматичность практически не претерпели изменений с годами, а поэтический стиль отличался музыкальностью рифм.
Монография «Гофмансталь и его эпоха» принадлежит Герману Броху (1964). Драмы Гофмансталя ставились в России начала века (В. Мейерхольд, Ф. Комиссаржевский, К. А. Марджанишвили, А. Санин), их переводили Ю. Балтрушайтис, А. Ремизов, М. Кузмин, В. Куприянов, спектакли оформляли Наталья Гончарова, Б. Анисфельд, А. Головин и др.
Отдельного упоминания достойна программная для оценки творчества поэта работа — «Поэт и наше время» (Der Dichter und diese Zeit), написанная в 1907 году. В ней Гофмансталь постарался философски обосновать идеи неоромантизма, их антиреалистичность. Он приходит к выводу, что для поэта важен только «мир отношений и связующих чувств».
Своим творческим идеалам Гофмансталь остаётся верен до конца жизни, хотя в 1921—1923 годах попытался написать несколько комедий, но из этого ничего не вышло.
Драмы
- Gestern/ Вчера (1891)
- Der Tor und der Tod/ Глупец и Смерть (1893)
- Die Frau im Fenster/ Женщина в окне (1899)
- Der Tot des Tizian/ Смерть Тициана (1901)
- Der Abenteurer und die Sängerin/ Авантюрист и певица (1905)
- Das gerettete Venedig/ Спасенная Венеция (1905, по драме Томаса Отуэя, 1682)
- Elektra/ Электра (1904, опера Р.Штрауса 1908)
- Ödipus und die Sphinx/ Эдип и сфинкс (1906)
- Jedermann / Имярек (1911)
- Der Schwierige/ Трудный характер (1921)
- Das Salzburger grosse Welttheater/ Большой Зальцбургский театр жизни (1922)
- Der Turm / Башня (1925)
Сводные издания
- Gesammelte Werke. 10 Bde/ Bernd Schoeller (Hrsg.). Frankfurt a.M.: Fischer Taschenbuch Verlag, 1979