ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Горский, Пётр Никитич


ИмяПётр Никитич Горский
Дата рождения6.04.1826 (25.03)
Место рожденияМосква
Дата смерти21.10.1877 (9)
Место смертив Нижнем Ломове, в Пензенской губернии
Род деятельностиXIX века, литератор, очеркист
Язык произведенийрусский

Пётр Ники́тич Го́рский (марта), Москва — 9, г. Нижний Ломов, Пензенская губерния) — русский поэт и литератор, очеркист.

Биография

Родился в семье офицера. Учился в Полоцком кадетском корпусе (1839—1844), затем в Дворянском полку. С 1846 служил в Колыванском егерском полку и Александринском сиротском кадетском корпусе. Участвовал в Крымской войне 1853—1856. В 1859 в чине штабс-капитана вышел в отставку и поселился в Санкт-Петербурге.

В 1859 напечатал отрывок из комедии «Полуфранцузы» в журнале «Гудок» и стихи в журнале «Орёл». Известность принесли физиологические очерки, печатавшиеся в журналах 1860-х годов и выпущенные отдельной книгой.

Литературные заработки были недостаточны и нерегулярны, поэтому Горский брался за любую работу. По свидетельству П. В. Быкова, он «колол дрова, таскал кули на барже, сортировал сельди». Горский также неоднократно обращался за помощью в Литературный фонд. Унизительная бедность и пристрастие к вину развили психическое заболевание, из-за которого Горский с мая по октябрь 1864 пробыл в психиатрической больнице.

Нравственная и психическая неуравновешенность Горского сказались в его письмах-доносах на высочайшее имя, в которых Горский объяснял покушение Д. В. Каракозова влиянием демократических журналов, прежде всего «Современника» и «Русского слова». Вместе с тем он признавался в том, что нищета побуждала и его «произвести революцию и уничтожить дворянство».

Летом 1866 был арестован и сослан в Пензу, в 1867 переведён в Саранск, в 1869 — в Нижний Ломов. В ссылке он и его жена бедствовали. Горский давал частные уроки, работал маляром, писал обличительную поэму о губернском чиновничестве (осталась неопубликованной).

Литературная деятельность

Дебютировал в печати отрывком из комедии «Полуфранцузы» в журнале «Гудок» и стихотворениями «Завещание» и «Родина» в журнале «Орёл». В «Орле» поместил также очерк о провинциальных чиновниках «Хорошие люди», юмористический рассказ с автобиографическими мотивами «Четыре главы из моей жизни» о детстве. Издал роман в стихах «Миллионер» (Санкт-Петербург, 1861).

Наиболее характерным для Горского считается жанр физиологического очерка в духе умеренно обличительной литературы:

  • «Московский лавочник в Питере» («Семейный круг», 1860, № 18),
  • «День на бирже, ночь на квартире» («Время», 1862, № 12),
  • «Бедные жильцы» («Время», 1863, № 1),
  • «Дифирамб Ивану Петровичу» («Русское слово», 1863, № 7),
  • «Высокая любовь» («Время», 1863, № 4),
  • «Благотворительное общество» («Якорь», 1863, № 6—8),
  • «Бездольный» («Библиотека для чтения», 1863, № 8—9),
  • «В больнице и на морозе» («Эпоха», 1864, № 1—2),
  • «История моего помешательства. Чистая правда» («Современник», 1865, № 3).

Типичный герой у Горского представляет собой благородного нищего, опустившегося дворянина, от лица которого ведётся повествование о нравах петербургского «дна», трудовой биржи, больниц для бедных, полицейских участков, о быте литературных поденщиков. Выпустил сборник «Сатирические очерки и рассказы» (т. 1—2, Санкт-Петербург, 1864), в который вошли опубликованные ранее в журналах очерки.

Современники Горского, критики из «Русского слова», «Современник», «Отечественных записок», «Библиотеки для чтения» упрекали Горского в неряшливости языка, излишнем натурализме, в безыдейности и мозаичности. Однако искренностью, смелым изображением тёмных, порой отталкивающих сторон жизни, сочувствием к обездоленным Горский сумел привлечь читателей.

С Ф. М. Достоевским Горского связывало сотрудничество в журналах «Время» и «Эпоха». Художественные достоинства его очерков писатель оценивал невысоко, однако считал их полезными для журналов с точки зрения фактов. Достоевский оказывал Горскому материальную поддержку. Высказывалось предположение, что Горский является прототипом отставного капитана Лебядкина, терроризирующего публику «рифмованным словоблудием», в романе «Бесы», а также, в некоторой мере, Мармеладова в романе «Преступление и наказание».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить