ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Гусман, Мартин Луис
Имя | Мартин Луис Гусман |
Оригинал имени | Martín Luis Guzmán |
Имя при рождении | Martín Luis Guzmán Franco |
Дата рождения | 6.10.1887 |
Место рождения | Чиуауа, Мексика |
Дата смерти | 22.12.1976 |
Место смерти | Мехико, Мексика |
Род деятельности | прозаик |
Годы активности | 1928 - 1976 |
Язык произведений | испанский |
Гусман Мартин Луис (Martín Luis Guzmán; 6 октября 1887, Чиуауа — 22 декабря 1976, Мехико) — мексиканский писатель.
Краткая биография
Родился в семье полковника Мартина Луиса Гусмана и Рендон, занимавшего пост военного инструктора в академии Чапультепека (см.: :es:Heroico Colegio Militar) и Кармен Франко Террасас. Наряду с такими деятелями мексиканской культуры как Альфонсо Рейес входил в творческое объединение художников и писателей «Мексиканский Атеней». С 1913 года в армии: сначала он служил офицером при штабе генерала Рамона Итурбе, с 1914 года — в войсках Венустиано Каррансы, а затем в формированиях Панчо Вилльи. После прихода к власти Каррансы был заключён в тюрьму. С 1915 по 1920 год Гусман находился в добровольной ссылке сначала в Испании, а позднее в США. По возвращении был назначен главным редактором газеты «El Heraldo de México», а также личным секретарём Альберто Пани — министра иностранных дел в правительстве Альваро Обрегона. Основал в 1922 году газету «El Mundo». В 1925 году Гусман вновь отправился в ссылку в Испанию, где пробыл до своего возвращения в 1936 году. В 1942 году издавал газету Tiempo. В 1958 году был удостоен Премии Мануэля Авило Камачо и Национальной премии по литературе.
Творчество
Наиболее известные романы Гусмана: «Орёл и змея» (1928), повествующий о мексиканской революции, и «Тень каудильо» (1929), в котором изобличается коррупция в послереволюционной Мексике. В 1938—1940 годах выходит стилизованная под крестьянскую речь биография революционера Франсиско Вильи — «Воспоминания Панчо Вильи»
Хотя книга «Орёл и змея» называется романом, по сути она представляет собой автобиографию писателя за период 1913—1915 годов. В романе среди прочих персонажей действуют Венустиано Карранса и Альваро Обрегон, которые описываются как эгоистичные и властолюбивые люди, описание же Панчо Вильи представляет собой смесь благоговения и страха. Некоторые главы романа могут быть прочитаны как самостоятельные произведения: например, глава «Праздник пуль», в которой офицер армии Вильи расстреливает триста заключённых или глава «Панчо Вилья на кресте», где повествуется о раскаянии Вильи, осознавшем несправедливость своего расстрельного приказа, а также глава «Смерть Давида Берланги» о гибели молодого человека (см.: :es:David G. Berlanga), попытавшегося остановить бесчинства вильистов в Мехико. Таким образом, название романа может быть прочитано не только как метафора поиска национальной самоидентификации (орёл и змея изображены на мексиканском гребе), но также и как символ идеализма и приземлённой реальности, свойственных мексиканской революции.
Роман «Тень каудильо» рассказывает о послереволюционных событиях периода режимов Альваро Обрегона и Плутарко Элиаса Кальеса, которые и являются прототипами каудильо, или, иначе говоря, диктатора, обозначенного в названии. Главный герой произведения военный министр Игнасио Агирре был вдохновлён образами генералов Адольфо Уэрты, возглавившим неудачное восстание против Обрегона, и Франсиско Серрано, убитым по приказу Кальеса. Подобно последнему, Агирра выставляет свою кандидатуру на президентских выборах, в которых участвует ставленник диктатора генерал Иларио Хименес, в результате чего как и Серрано становится жертвой заказного убийства. Сам диктатор появляется в романе лишь несколько раз, однако возникает ощущение словно его тень покрывает всю нацию. Центральная идея романа — предательство революционных идеалов стремящимися лишь к собственной выгоде политиками. Главный герой вызывает симпатию читателя, хотя он и не лишён недостатков в виде взяточничества и политической недальновидности. Единственный герой романа, не замешанный в политических интригах, это альтер-эго Агирры — его друг, «книжный человек» Ашкана Гонсалес. Ашкана также единственный из основных действующих лиц, кто не имеет реального прототипа. Символично и его некастильское имя, говорящее о его смешанном испано-индейском происхождении. Мечтающий о претворении в жизнь лозунгов революции Ашкана выглядит нелепо в среде корыстных политиков. Хотя книга и заканчивается убийством главного героя — Агирры, его идеалы продолжают существование.