ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Ибрагимов, Абдурашид


ИмяИбраги́мов Абдураши́д
Дата рождения23.04.1857
Место рождениягород Тара
Тарского уезда
в Тобольской губернии
Дата смерти17.08.1944
Место смертиТокио
Японская Империя
Вероисповеданиемусульманин
ПартияИттифак аль-Муслимин
Род деятельностиимам, кади (судья), мусульманский проповедник и публицист.

Абдурашид Ибрагимов (тат. Габдрәшит Ибраһимов, род. 23 апреля 1857 г. Тара, Тарский округ, Тобольская губерния, Российская Империя — ум. 17 августа 1944 г. Токио, Японская Империя) — татарский мусульманский имам, кади (судья), проповедник и публицист. Сторонник идей панисламизма, которые распространял начиная с 1908 года, опираясь на поддержку Японии.

Биография

После окончания общеобразовательной школы А.Ибрагимов, в возрасте 22 лет, отправляется изучать ислам в различных медресе Казахстана и Поволжья. В 1878 году Ибрагимов продолжает своё образование в Медине, бывшей тогда центром движения ваххабитов. Вернулся в Россию в 1885 году.

В молодости А. Ибрагимов придерживался идей джадидизма, исламского реформистского движения, возникшего в среде татарской интеллигенции Поволжья во 2-й половине XIX века. После 1890 года джадидизм приобретает также политическую составляющую. А.Ибрагимов, ведший антицаристскую пропагандистскую работу с позиций панисламизма среди мусульман России, ставил своей целью освобождение всех мусульманских народов от любого вида колониального угнетения со стороны «неверных». В этой ситуации Япония, давний конкуррент России на Дальнем Востоке — как и Османская империя на западе — являлась естественным союзником панисламистов. Быстрое индустриальное восхождение Японии восхищало его — как и многих других антиимпериалистически настроенных националистов Востока. Рассчитывая создать единый антироссийский мусульманский фронт действий, Ибрагимов в 1897 году посещает Османскую империю.

В 1902 году Ибрагимов, став для Турции неудобной фигурой, получил указание султана Абдул-Хамида II покинуть Османскую империю. В 1902—1903 годах он впервые посещает Японию, где участвовал в антирусской пропаганде. В связи с этим Ибрагимов, по требованию российского консула в Японии, был из этой страны выслан. Прибыв в 1904 году в Стамбул, он был там арестован, передан российскому консулу и отправлен под охраной в Одессу. На рубеже 1905—1906 годов Ибрагимов был выпущен на свободу. Будучи ранее членом правления мусульманской общины Оренбурга, он становится одним из руководителей движения Иттифак аль-Муслимин и организатором ряда мусульманских конгрессов. Был проповедником идеи объединения суннитов и шиитов. На Первом всероссийском мусульманском конгрессе в Нижнем Новгороде главным соперником А.Ибрагимова был Гаяз Исхаков.

В 1908 году Ибрагимов во второй раз отправляется в Японию, в феврале-июне 1909 года живёт в Токио. Здесь он устанавливает многочисленные контакты с представителями местных националистических обществ, как из чиновничества, так и из кругов, близких к правительству Японии. Особо тесными они были с ультранационалистическми обществом Кокурюкай (Амурский союз, в Англии известный больше как Общество чёрного дракона), возникшим перед русско-японской войной 1904—1905 и проводившим антизападную, пан-азиатскую политику поддержки экспансии Японии на азиатском материке.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить