ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Ионеско, Эжен
Подобные «превращения» характерны для драматургии Э. Ионеско. То Мадлена, героиня «Жертвы долга» воспринимается как пожилая женщина, идущая по улице с ребёнком, то она участвует в поисках Малло в лабиринтах сознания своего мужа Шубера, представая его проводником и одновременно изучая его как сторонняя зрительница, напичканная рецензиями парижских театральных критиков, бичующих Ионеско.
Пришедший к Шуберу полицейский заставляет его искать Мало, так как Шубер дал понять, что он был знаком с этим самым (или другим) Мало. Этот же полицейский соотносится с отцом Шубера, персонифицирующим совесть. Герой «поднимается» в своих воспоминаниях, взбираясь на пирамиду стульев на столе, падает; в пантомиме он опускается в глубины своей памяти, а чтобы «закрыть» в ней дыры, он жуёт бесчисленные ломти хлеба…
Существуют различные толкования этой диковинной клоунады. Серж Дубровски, а за ним и Эсслин рассматривают пьесу как смешанную формулу фрейдизма и экзистенциализма, а историю Шубера — как абстрагированный «универсальный» тезис: человек — ничто; вечно в поисках самого себя, претерпевая бесконечные превращения, он никогда не достигает подлинного реального существования. Другие видят в «Жертвах долга» злую пародию на реалистический и психологический театр. Третьи рекомендуют вообще не принимать мыслей Ионеско всерьёз, так как он, возможно, пародирует здесь и Фрейда и Сартра и самого себя.
Жан-Поль Сартр так характеризует творчество Эжена Ионеско:
Рождённый вне Франции, Ионеско рассматривает наш язык словно на расстоянии. Он обнажает в нём общие места, рутину. Если исходить из «Лысой певицы», то возникает очень острое представление об абсурдности языка, настолько, что не хочется больше разговаривать. Его персонажи не разговаривают, а имитируют в гротескном ключе механизм жаргона, Ионеско «изнутри» опустошает французский язык, оставляя только восклицания, междометия, проклятия. Его театр — это мечта о языке.
В одном из писем 1957 года драматург рассказывает о своём пути к славе: «Прошло семь лет с того момента, когда в Париже сыграли мою первую пьесу. Это был скромный успех, посредственный скандал. У моей второй пьесы провал был немного более громким, скандал несколько покрупнее. И только в 1952 г., в связи со „Стульями“ события начали принимать более широкий разворот. Каждый вечер в театре присутствовало восемь человек, весьма недовольных пьесой, но вызванный ею шум был услышан значительно большим количеством людей в Париже, во всей Франции, он долетел до самой немецкой границы. А после появления моих третьей, четвёртой, пятой… восьмой пьес слух об их провалах стал распространяться гигантскими шагами. Возмущение перешагнуло Ла-Манш… Перешло в Испанию, Италию, распространилось в Германии, переехало на кораблях в Англию… Я думаю, что если неуспех будет распространяться таким образом, он превратится в триумф»
Зачастую герои Эжена Ионеско — жертвы обобщенных, иллюзорных представлений, пленники смиренного, законопослушного служения долгу, бюрократической машине, исполнители конформных функций. Их сознание изуродовано образованщиной, стандартными педагогическими представлениями, меркантильностью и ханжеской моралью. Они изолируют себя от реальности призрачным благополучием потребительского стандарта.
Могут ли литература и театр действительно отразить невероятную сложность реальной жизни… Мы переживаем дикий кошмар: литература никогда не была столь же мощной, острой, напряжённой, как жизнь; а сегодня и подавно. Чтобы передать жестокость жизни, литература должна быть в тысячу раз более жестокой, более ужасной.
Не единожды в жизни меня поражала резкая перемена… Начинают сплошь и рядом исповедовать новую веру… Философы и журналисты …принимаются толковать об «истинно историческом моменте». При этом присутствуешь при постепенной мутации мышления. Когда люди перестают разделять ваше мнение, когда с ними больше невозможно договориться, создаётся впечатление, что обращаешься к чудовищам…
Эжен Ионеско о Жане Полане
Список произведений
Пьесы
- «Лысая певица» (La Cantatrice chauve), 1950
- Les Salutations, 1950
- «Урок» (La Leçon), 1951
- «Стулья» (Les Chaises), 1952
- Le Maître, 1953
- Victimes du devoir, 1953
- La Jeune Fille à marier, 1953
- Amédée ou Comment s’en débarrasser, 1954
- Jacques ou la Soumission, 1955
- «Новый жилец» (Le Nouveau Locataire), 1955
- Le Tableau, 1955
- L’Impromptu de l’Alma, 1956
- «Будущее в яйцах» (L’avenir est dans les Oeufs), 1957
- «Бескорыстный убийца» (Tueur sans gages), 1959
- Scène à quatre, 1959
- Apprendre à marcher, 1960
- «Носорог» (Rhinocéros), 1960
- Délire à deux, 1962
- "Король умирает (Le roi se meurt), 1962
- «Воздушный пешеход» (Le Piéton de l’air), 1963
- «Жажда и голод» (La Soif et la Faim), 1965
- La Lacune, 1966
- Jeux de massacre, 1970
- «Макбетт» (Macbett), 1972
- «Путешествие среди мертвых» (Le voyage chez les morts), 1980
- L’Homme aux valises, 1975
- Voyage chez les morts, 1980
Эссе, Дневник
- Nu, 1934
- Hugoliade, 1935
- La Tragédie du langage, 1958
- Expérience du théâtre, 1958
- Discours sur l’avant-garde, 1959
- Notes et contre-notes, 1962
- Journal en miettes, 1967
- Découvertes, 1969
- Antidotes, 1977
Лирика
- Elegii pentru fiinţe mici, 1931
Романы, рассказы и новеллы
- La Vase, 1956
- Les Rhinocéros, 1957
- Le Piéton de l’air, 1961
- La Photo du colonel, 1962
- Le Solitaire, 1973
Статьи
- Есть ли будущее у театра абсурда? // Театр абсурда. Сб. статей и публикаций. СПб., 2005. С. 191—195.
Исследования
- Эсслин М. Эжен Ионеско. Театр и антитеатр // Эсслин М. Театр абсурда. Пер. с англ. Г. Коваленко. — СПб.: Балтийские сезоны, 2010, с. 131—204
- Розовский М. Г., М., АСТ, 2010