ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Хвощинская, Надежда Дмитриевна


Проза конца 1860-х — начала 1880-х годов

Новым важным событием в жизни Хвощинской явилось приглашение её в конце 1867 года Н. А. Некрасовым сотрудничать в обновлённых «Отечественных записках». В 1868 г. «Отечественные Записки» печатают новую повесть Надежды Хвощинской «Два памятных дня». В 1869 г. Там же появляется повесть «Первая борьба»; которая вновь вызывает интерес к её творчеству. Построенная в форме рассказа героя о своей жизни, повесть по сути есть саморазоблачение человека «новой формации», уютно чувствующего себя в атмосфере пореформенной поры и с иронией относящегося к идеалам «поколения шестидесятников». О социальной значимости и злободневности повести писали П. Н. Ткачев и Н. К. Михайловский. Последний признал, что это «вообще лучшее произведение писательницы» и «одно из выдающихся во всей русской литературе» (Михайловский Н. К. Полн. собр. соч.-Т. VI.- С. 655).

Однако далеко не все критики были благосклонны к Хвощинской. Н. В. Шелгунов в статье «Женское бездушие. По поводу сочинений В. Крестовского-псевдонима» («Дело», 1870, № 9) оценил общий тон произведений Хвощинской реакционным, философию её — проповедующей всем слабым «смирение и покорность». Почти столь же суровым было отношение к произведениям Надежды Дмитриевны у А. М. Скабичевского. В статье «Волны русского прогресса» («Отечественные Записки», 1872, № 1) он объясняет успех произведений Хвощинской, написанных на рубеже 1860-х — 1870-х годов, начавшейся в обществе реакцией, которая сделала возможным успех идеализации пошлости; так называет автор пристрастие Надежды Дмитриевны к «идеальным» героям и героиням.

Среди множества художественных произведений, опубликованных в последующем Н. Д. Хвощинской в «Отечественных Записках» особо удачными являются: циклы рассказов и повестей «Счастливые люди» (1874), «Альбом. Группы и портреты» (1875), рассказы «На вечере» (1876), «Из записной книжки», и «Между друзьями» (1877). «Свиданье» (1879), Здоровье (1883), первая часть неоконченного романа «Былое» (1878).

Критическая и публицистическая деятельность

В те же годы Хвощинская много работает в критической и публицистической сфере (под псевдонимами В. Поречников, Н. Воздвиженский). Ею было написано множество рецензий, обзоров, критических писем. Заслуживают внимания её статьи о русских писателях (И. А. Гончарове, А. К. Толстом, М. Е. Салтыкове-Щедрине, С. Я. Надсоне), французском писателе О. Бальзаке. Так же перу Надежды Дмитриевны принадлежит ряд работ о художниках и музыкальных деятелях современности (А. А. Иванове и И. Н. Крамском и др.).

Последние годы жизни

В 1884 году, после смерти матери, Хвощинская покидает Рязань и переезжает на постоянное жительство в Санкт-Петербург; где от Литературного Фонда ей, как заслуженной писательнице, была предоставлена квартира. Осенью 1885 года Надежда Дмитриевна серьёзно заболела, но несмотря на запрещение врача продолжала работать. В последние годы основным направлением её деятельности станут переводы на русский язык романов итальянских и французских писателей, в частности Жорж Санд («Орас», «Габриэль»), и написание критических статей о творчестве зарубежных литераторов. Из собственных произведений Хвощинской последних лет стоит отметить рассказ «Вьюга» (1889) о последствиях разгрома революционного народничества.

В мае 1889 года Надежда Дмитриевна переезжает на дачу в Петергоф, где и проводит свои последние дни. Скончалась писательница 8(20) июня 1889 года. Похоронили её на средства Литературного Фонда в Петергофе.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить