ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Кларк, Артур Чарльз


Артур Кларк вместе с Уолтером Кронкайтом и Уильямом Ширра вёл прямые телерепортажи об экспедициях на Луну космических кораблей «Аполлон-11», «Аполлон-12» и «Аполлон-15».

Именно Артур Кларк сделал широко известной и популярной идею космического лифта.

Литературное творчество

В период с 1937 по 1945 год Кларк опубликовал несколько своих рассказов в фэнзинах. Первая его профессиональная публикация в фантастике — рассказ «Лазейка» (Loophole) в апрельском номере журнала «Astounding Science Fiction» за 1946 год, хотя первым был продан тому же журналу рассказ «Спасательный отряд» (Rescue Party), вышедший в следующем, майском номере. До 1951 года, когда Кларк полностью посвятил себя писательству, он работал в качестве помощника редактора «Science Abstracts».

Артур Кларк внёс несомненный вклад в кинофантастику, став одним из авторов сценария знаменитого фильма «Космическая одиссея 2001» (1968), поставленного Стэнли Кубриком. Несколько позже Кларк опубликовал написанный по мотивам сценария фильма роман «2001: Космическая одиссея», который положил начало циклу из четырёх книг.

Среди романов Артура Кларка наиболее известны «Конец детства» (1953), «Город и звёзды» (1956), «Свидание с Рамой» (1973), «Фонтаны Рая» (1979).

Темы, стиль и предшественники

Для работ Кларка характерен оптимистический взгляд на развитие науки и освоение Солнечной системы (а также Мирового океана). Изображаемое им будущее человечества зачастую было утопично, с продвинутыми технологиями, благоприятной экологической обстановкой и стабильной общественной структурой.

Повторяющейся темой в произведениях Кларка является идея о том, что развитие разумных видов в конечном счёте поднимет их на уровень, близкий к божественному. Она была использована в романе «Конец детства» и отчасти затронута в «Земной империи». Эта идея, возможно, возникла под влиянием Олафа Стэплдона, который написал ряд книг схожей тематики. Кларк признавался, что роман «Последние и первые люди» (1930) повлиял на его жизнь сильнее любого другого, и считал его вместе с «Создателем звёзд» (1937) вершиной творчества Стэплдона.

Советские и русские мотивы в творчестве

В творчестве Кларка часто прослеживаются мотивы, так или иначе связанные с СССР и Россией. Например, в романе Остров дельфинов, вышедшем через шесть лет после запуска Спутника-1, одного из дельфинов зовут Спутником, а один из главных героев — русский учёный Николай Казан, который работает на Острове Дельфинов у берегов Австралии, и во время болезни к нему приезжает жена из Москвы.

В СССР Артур Кларк был одним из самых издаваемых на русском языке западных фантастов и считался «прогрессивным». Большинство его новых романов почти сразу выходили в журнале «Техника — молодёжи», с главным редактором которого Василием Захарченко Кларк был знаком лично.

Однако именно из-за русских мотивов путь его произведения к советскому читателю оказался трудным, долгим, а главное — трагическим для журнала. В 1984 году «Техника — молодёжи» начала публикацию романа Кларка «2010: Одиссея Два». Роман был посвящён автором космонавту Алексею Леонову и академику А. Д. Сахарову. Посвящение Сахарову из публикации было убрано, однако ни переводчики, ни редакторы не обратили внимание, что все русские персонажи романа носили фамилии известных на Западе диссидентов. После выхода в журнале второй части публикация романа была прекращена цензурой, сотрудники редакции получили строгие взыскания, а Василий Захарченко — уволен. Тем не менее, роман был заново напечатан с посвящением Леонову и Сахарову ещё в советское время в том же журнале и даже при том главном редакторе, которого назначили вместо Захарченко (С. В. Чумаков) — в № 11—12 за 1989 год и № 1—5 за 1990 год. Причём, в № 5 за 1990 г. указывалось, что роман опубликован полностью и приводилась статья о том, как самостоятельно вырезать и переплести его.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить