ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Коростылёв, Вадим Николаевич


ИмяВадим Коростылёв
Оригинал имениВадим Николаевич Коростылёв
Дата рождения03.8.1923
Место рожденияв Москве,
в СССР,
РСФСР
Дата смерти1.6.1997
Место смертив Москве,
Россия
Род деятельностиписатель, поэт, драматург, сценарист
Годы активности1951—1997
Направлениенеоромантизм
Жанрпроизведения для детей, фэнтези исторический жанр
Язык произведенийрусский

Вадим Николаевич Коростылёв (3 августа 1923, Москва — 1 июня 1997) — русский советский писатель, поэт, драматург, сценарист.

Биография

Родился и большую часть жизни Вадим Коростылев прожил в Москве, в районе Арбата. С детства полюбил театр. Когда в четырнадцать лет пришел поступать в актерскую студию к великому Станиславскому, тот, пораженный необыкновенным голосом Коростылева, дал распоряжение своей сестре, тоже режиссеру, когда мальчик подрастет, взять его к себе. Наказ брата она выполнила: после школы Вадим учился в театральной студии Станиславского, был занят в спектакле «Ревизор».Так в его жизнь вошел театр и, как потом оказалось, навсегда.

Он принадлежал к военному поколению, и когда началась война, сразу записался добровольцем. Однако он получил ранение еще до того, как попал на фронт. Был комиссован, и вышло так, что участником войны раненый сочтен не был.Оставаясь в Москве, в 1943 году он поступил в Литературный институт им. А.М. Горького, на поэтическое отделение. Ещё до войны Коростылев прочел романы Юрия Тынянова «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара», «Пушкин». Книги эти произвели на Вадима огромное впечатление. Говорил, что возникло ощущение, будто он сам лицеист и нежно дружит с Кюхельбекером и Пущиным. В декабре 1943 года Тынянов умер, а Коростылев стоял у гроба в почетном карауле, чувствуя себя так, как будто хоронит самого Пушкина. Позднее Коростылев писал: «Я понял, что существует Мост Времени... Если опереться о парапет Моста Времени... то... мы должны прожить жизнь прадедов и отцов, чтобы их мысли возникли в наших умах как открытие, а не как ответ на экзаменах, тогда мы поймем себя».

Между тем, подошла к концу война, и молодой литератор мучительно переживал, что у него «нет биографии». Его друзья и сверстники — Шубин, Гудзенко, Межиров, Наровчатов — были опалены сражениями, стали известны своими стихами.Коростылев принял решение наверстать упущенное. Едва ли не на последнем курсе он оставил институт, завербовался на Север и отправился на поиски подвигов в Арктику. Холодал, голодал, рисковал жизнью, руководил одной из зимовок Карской научно-промысловой экспедиции. Писал стихи, выпустил две книги, но не поэзия стала его литературной стезей.

В 1955 году Олег Ефремов поставил в Центральном Детском Театре озорной и весёлый музыкальный спектакль Коростылёва и Львовского «Димка-невидимка». В 1957-м Ролан Быков ставитАйболит-66, острую сатирическую полную эксцентрики постановку по пьесе В.Коростылева «О чём рассказали волшебники» — переложение «Доктора Айболита» К.Чуковского. Спектакли эти стали режиссерскими дебютами и Ефремова, и Быкова. Хотя критика величала постановки эти не иначе, чем «мейерхольдовщиной», они неизменно собирали аншлаги.

Но настоящая слава пришла к Коростылеву в 1956 году. Новогодняя комедия Эльдара Рязанова Карнавальная ночь была приметной вехой послесталинской оттепели. «И улыбка, без сомненья, вдруг коснется ваших глаз», — спела героиня Людмилы Гурченко в фильме песню на стихи Коростылева, а уже на следующий день её распевала вся страна.Впрочем, поют и любят эту песенку и по сей день.

Писал Коростылев в большинстве своем для детей, посвящая свои сказки сначала дочери, а затем внучке. Но есть среди его работ и произведения для взрослых. Когда Коростылев вырос в известного драматурга, им были написаны семь исторических пьес, которые с трудом, но пробивались на сцены советских театров. Они казались цензорам слишком актуальными, хотя рассказывали о делах давно минувших дней…Коростылева запрещали, вымарывали имя из афиш спектаклей, шедших по его пьесам. Но снять их с программ десятков детских театров страны даже функционеры от культуры не могли, поэтому несколько поколений советских детей выросло на добрых сказках Коростылева, на мультфильмах, фильмах и радиопостановках по его сценариям. Талантливый сказочник, он продолжал в советской культуре традицию, начатую Корнеем Чуковским и Евгением Шварцем. Среди самых известных работ Вадима Коростылева — телеспектакль Димка-невидимка, мультфильм Вовка в Тридевятом царстве, музыкальные кинофильмы Айболит-66 и Король-олень, многие тексты из которых разошлись на цитаты. Всегда в его сценариях были песни, а композиторы с которыми довелось работать составляют славу отечественной музыки.

Добрый, благородный человек. Гордый, чтобы снизойти до объяснений с негодяями. Много работал. Учил, помогал молодежи. Однажды он вел машину, и у него на дороге кончился бензин. Остановившийся водитель отдал ему свою полную канистру и сказал, что получил ее в подобной же ситуации и просит потом передать другому. Вадим Коростылев любил эту историю, потому что верил: и в литературе задача человека — не только воплотить собственные замыслы, но и передать горючее молодому.

Автор семи исторических пьес и книг для детей. Считал себя последователем Юрия Тынянова. Продолжал в советской литературе традиции, начатые Корнеем Чуковским и Евгением Шварцем

Пьесы

  • Через сто лет в березовой роще
  • Шаги командора
  • Дон Кихот ведет бой
  • Варшавский набат
  • Праздник одиночества
  • Десять минут надежды
  • Бригантина

Сценарии

Сборники стихов

  • За Полярным кругом (1951)
  • Север-Юг — Семь дней (1956)

 


Комментарии

Валентина Ткач 2016-06-05 23:09:02

Здесь не указан сценарий Коростылёва В.Н. к фильму о художнике Пиросмани "Здравствуйте все!" Меня этот фильм потряс сразу и навсегда. Высокая поэзия в прозе этого сценария покорила меня! Я и сейчас время от времени возвращаюсь к этому фильму. Замечательно талантливые люди создали его! Низкий им поклон и сердечная благодарность!!!

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить