ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Куваев, Олег Михайлович


Восточно-Сибирского моря. "Занятия литературой, - писал он позже об этом периоде своей жизни, - становились чем-то вроде второй профессии... потребность писать забирала все большую власть".

Разочаровавшись в профессии, в конце 1960-х Куваев уходит из геофизики и геологии и становится профессиональным писателем. В автобиографии 1968 года об этом он написал так: «…весь мой жизненный опыт пока связан с геологией. Геология ныне — наука и производство, она все более становится четким промышленным комплексом и дальше будет развиваться именно по этому пути. Надуманные истории про… „ахи“ над месторождением… звучат чаще всего оскорбительно для геологии. Все случается в силу житейской необходимости, но это нельзя возводить в ранг сугубо типичного. Вот именно в этом я вижу на ближайшее время свой долг пишущего человека, это долг перед товарищами по профессии, с которыми вместе приходилось работать, радоваться, рисковать и просто жить». Куваев уезжает с Севера, поселяется в Подмосковье. В своих произведениях он пытается правдиво передать дух и образ жизни людей Севера конца 1940-х - начала 1960-х годов. Этот этап жизни писателя нашел отражение в неоконченном романе «Правила бегства» (опубликован посмертно в 1980 с некоторыми сокращениями, полностью — в 1988 году).

Публикация первых его произведений в начале 1960-х годов совпадает по времени с возрастанием интереса советской молодёжи к туризму, к романтике дальних путешествий. Геологическая экзотика куваевских текстов также привлекает внимание кинематографистов. На киностудии Беларусьфильм экранизируют первое из его произведений — рассказ «Берег принцессы Люськи» (1969). По собственным словам Куваева, фильм принёс ему всесоюзную известность, хотя сам автор рассказа считал экранизацию откровенно слабой.

После ухода из геологии и отъезда с Северо-Востока Олег Куваев предпринимает несколько крайне сложных самостоятельных маршрутов по Чукотке, в том числе в поисках легендарного гигантского бурого медведя и «горы из самородного серебра» (Серебряная гора) (оба мифологических объекта присутствуют в преданиях эвенков, чукчей, юкагиров и коряков). Некоторые маршруты, в том числе на Памир, были осуществлены при поддержке журнала Вокруг Света. Этот опыт Куваев описал в своих документально-географических произведениях (см. раздел «Документальная проза»).

Прозу Олега Куваева отличает редкая искренность повествования, гармоничность, тонкая наблюдательность и точность в описании человеческих характеров, законченность образов, вера в человека. Характерной особенностью его творчества также можно назвать глубокое уважение к коренным жителям Севера, их опыту выживания и адаптации к природным условиях Заполярья. Олег Куваев как сценарист и консультант участвовал в создании ряда документальных фильмов, посвящённых жизни коренных народов Севера.

Куваев много работал над собственным стилем – это заметно, если сравнить ранние работы и более поздние. Возвращался к тому, что не давалось. При этом, изначально у него был талант редкий и сильный, развитию которого способствовало обилие материла и желание донести этот материал до других. При этом у него был редкий дар – описывая реальные события не скатится в бытописательство, а создать историю, творчески переосмыслить реальность, возродить ее в пространстве художественного текста так, чтобы она вместилась туда максимально полно и достоверно. Для этого нужно тонкое авторское чутье – и блестящее владение языком.

 


Комментарии

Зоя Овсиенко(Дранишникова) 2016-12-11 17:05:11

А почему нигде не написано, почему так РАНО умер Олег? Он погиб?

Зоя Овсиенко(Дранишникова) 2016-12-11 17:03:48

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить