ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Кюрклунд, Вилли


В конце этого же десятилетия он в стокгольмской Высшей технической школе успешно составлял программы для второй по счету шведской электронно-вычислительной машины БЕСК, которая на то время отличалась быстродействием среди других в мире. Вообще говоря, всем его произведениям свойственна своеобразная математичность. Критики сравнили его рассказ «Кот» с квантовой механикой. Сам Кюрклунд охотно характеризовал свои книги как «брошюры» и «памфлеты», а в интервью для журнала «90-е» назвал свои рассказ и повести моделями мыслей.

В 1982 году он женился второй раз, а на 89-м году жизни скончался, со слов дочери Нины, тихо и умиротворенно.

Творчество

Всё литературное наследие Вилле Кюрклунда одной фразой характеризует сентенция, с которой начинается его роман «Учитель Ма» (Mästaren Ma, 1953): «Ищу вопрос, ответом на который стала бы жизнь человека». Во многих произведениях красной нитью проходит тема бессилия человека перед окружением, противоречие между взлетом мечты и вынужденной низостью, разрывом между грёзами и реальностью.

В 1948 году Кюрклунд дебютировал сборником рассказов «Паровой каток», обозначенный влиянием модернизма. Структура рассказов прикрыта, на первый взгляд, слишком пестрой символикой, но такое средство помогает лучше воспринимать своеобразную сюрреалистическую смесь горькой иронии, позорного примирения с абсурдной действительностью и отчуждение. И только, в отличие от сугубо сюрреалистических произведений, эта вычурность вполне осознана и прояснена.

К этому же периоду творчества принадлежит повесть «Один в двух лицах» (1949). Здесь едкая критика бюрократического и конформистского настоящего сочетается с философскими размышлениями и не лишенными пафоса отступлениями. Характерной особенностью является полное пренебрежение законами жанра и стилистические эксперименты с текстом.

Успехом пользовалась повесть «Соланж» (1951), едва ли не самая популярная из всего творчества, о молодой женщине, которая в условиях серой действительности боролась за мечту и любовь. Коротко и метко звучит эпиграф произведения — отрывок из стихотворения Карин Боэ:

Куда делись подавленные песни?
Где стремления, несбывшиеся, забыты?
Лежат они, похороненные в грязи,
Их в завываньях ветра можно слышать…

Благодаря знанию восточных языков и культур вышел в свет «Учитель Ма» (1953). Его жанр трудно определить. Речь построена на цитатах из писаний мыслителя Ма Фуцзи и комментариев его приземленной жены Яо Сяоюй и сухого буквоеда — ученика Ли. Это своеобразная пародия на так называемые ученые теологические диспуты, сдобренная осмеянной и вывернутой наизнанку философией Конфуция. В лице самого учителя противопоставляется величие полёта мысли и никчемность, примитивность повседневных действий. Бессильный мудрец очищается только в конце своего жизненного пути. В произведении проведено несколько исторических линий. Вот одна из них, изложенная устами Яо Сяоюй:

: «Я посетила ежегодный праздник люда глинобитных домов и соломенных крыш. Говорят, прежде чем стать ворами и пожирателями подонков, эти люди свободно жили в долине Сисюнфу. Однако их покорило вооруженное нашествие чужеземцев, которые и основали этот город. Говорят, некогда предки нынешних воров и пожирателей подонков имели своих князей, имели свое собственное государство. А теперь уже никто не помнит, кто был князем, а кто подданным. Свой праздник люд отбывает без освещения, потому что нечем светить, и без праздничных блюд, потому что нечего есть. С криками юноши носятся по улицам, вбегают в дом и орут: „Радуйтесь! Радуйтесь! Пропала последняя надежда!“ Никто не знает, почему они выкрикивают эти слова; можно только утверждать, что так уж повелось».

То, что Кюрклунд хорошо ориентировался в византийской и ближневосточной культуре, ощущается в сборниках «Смерть горностая» (1954) и «Перестаравшийся любовник» (1957). На фоне экзотики особенно четко видны все недостатки европейского или американского буржуа.

В 1964 году Вилли Кюрклунд выдал наиболее спорную вещь — «Перелицованный Полифем». Это сборник на первый взгляд совсем разных коротких прозаических произведений, однако у них есть общая существенная черта: каждую из этих составляющих можно считать выражением точки зрения писателя на язык. Автор использует как аутентичные, так и придуманные греческие мифы, разнообразные рассказы и народные легенды, чтобы утверждать самое важное: средств языка мало, чтобы передать то, что глубоко залегло и сильнее всего болит, а человеческое «я» — это не что иное, как безвластное полотно для проектирования множества образов, обремененных так называемой культурой.

В «Настоящем чувстве» (1974) рассмотрены правила, которые определяют эту якобы подлинность, и в повествовательной форме приведен пример «ложных чувств», которые с социальной точки зрения считаются чрезмерными, немотивированными, а то и вредными. Здесь еще чувствуется влюбленность в персидскую и арабскую культуру, но уже после поездки в Пакистан в конце семидесятых автор решил символично отойти от ориенталистики. В то время усилилось давление фундаментализма, а Кюрклунд со своей органической неприязнью к воинствующему официозу и притеснениям не мог с этим примириться.

В произведении эссеистского типа «О доброте» (1988) представлена в трагикомичном освещении сущность человека как биологического существа, нравственность которого зависит от потребности выживания. «Элпенор» (1986) — это попытка переиначить «Одиссею», показав события с точки зрения простого гребца Элпенора.

Кюрклунд писал также пьесы, которые впоследствии инсценированы были, в частности, в Королевском драматическом театре и переработаны для радиопередач. Достойны внимания такие вещи, как своеобразный комментарий к Еврипиду «Медея с Мбонго» (1967), «Боги и люди» (1977) и «Зеб-униса» (1978), которую считают последней из ориенталистского цикла творчества Вилли Кюрклунда.

Произведения Кюрклунда изданы на тринадцати языках.

Отличия

  • 1951 — Литературная премия газеты «Свенска дагбладет»
  • 1959 — Литературная премия газеты «Афтонбладет»
  • 1964 — Эвралидская премия
  • 1965 — Большая премия «Общества Девяти»
  • 1967 — Премия Сигне Экблад-Эльд (Signe Ekblad-Eldhs)
  • 1967 — Литературная премия газеты «Мы»
  • 1981 — Большая поощрительная литературная премия
  • 1986 — Литературная премия сети книготорговли Лундеквиста
  • 1989 — Премия Герарда Боннира(основана японской фирмой «Pilot Corporation»)
  • 1994 — Звание почетного доктора Уппсальского университета
  • 1997 — Премия «Аниара»
  • 2001 — Скандинавская премия Шведской академии
  • 2001 — Медаль «За заслуги» Шведского фольктинга Финляндии

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить