ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Маргерит, Виктор


ИмяВиктор Маргерит
Оригинал имениVictor Margueritte
Дата рождения1.12.1866
Место рожденияБлида, Алжир
Дата смерти23.3.1942
Место смертиMonestier (Allier), Алье, Франция
Род деятельностиписатель, Франции, Франции, историк, публицист
Годы активности1883—1942
ДебютСб. стихов «Ветка сирени» («Brin de lilas», 1883,
НаградыОрден Почётного легиона (1898 — лишён в 1922)

Викто́р Маргери́т (Victor Margueritte, 1866—1942) — французский романист, драматург, поэт, публицист и историк, получивший мировую известность скандальным романом «Холостячка» (La Garçonne, 1922).

Сын дивизионого генерала Jean-Auguste Margueritte и младший брат писателя Поля Маргерита.

Биография

Родился в Алжире. В 1870 его отец геройски погиб при Седане.

Окончил бакалавром Lycée Henri-IV в Париже.

Начало литературной деятельности Маргерита относится к 1883, когда он дебютировал книжкой стихов «Ветка сирени» («Brin de lilas»).

С 1886 служил в колониальных войсках в Африке и в Мексике.

В 1891 поступил в кавалерийскую школу Cadre noir в Сомюре.

В том же году опубликован его написанный совместно с братом Полем роман «Разгром» («Le désastre», 1891).

В 1896 в звании лейтенанта драгун выходит в отставку, с намерением всецело посвятить себя литературе.

В 1898 получает орден Почётного легиона (будет отобран в 1922, в связи со скандалом с «Холостячкой»).

С 1906 по 1908 занимает пост президента Société des gens de lettres.

С 1896 по 1908 он пишет в сотрудничестве с братом Полем, который публикует их совместные произведения под своим именем

В 1907 появляется его первый самостоятельный роман «Проститутка» («Prostituée»; русск. издание — М., 1924). Роман вызвал обвинения в порнографии.

В 1922 выходит 1-я книга трилогии «Женщина в пути» («La femme en chemin»; русск. издание — М., 1925) — «Холостячка» («La garçonne», русск. переводы — «Женщина-холостяк», Пг., 1924; «Моника Лербье», М., 1924), которая имеет колоссальный успех и переводится на все языки мира. Маргерита снова обвиняют в порнографии, в подрыве семейных основ и лишают ордена Почётного легиона.

В 1926 Виктор Маргерит совместно с писателем Арманом Шарпантье (Armand Charpentier, 1864-1949) основал журнал «Эволюция» («Évolution») . Журнал этот, мелкобуржуазно-пацифистский по направлению, уделяет много внимания нашему Союзу, помещая статьи как иностранных журналистов, так и советских работников о росте индустриализации и коллективизации, о национальном вопросе в СССР и мн. др.

Большой скандальный успех имел и роман Маргерита «Твоё тело принадлежит тебе» («Ton corps est à toi», — русск. пер. 1928).

Роман Маргерита «Вавилон» (1934) переводила Н.Я. Мандельштам (М.: Гослитиздат, 1935).

В 1935, по приглашению А.Я. Аросева посетил Советский Союз.

Оценка творчества с классовых позиций советской критики

Согласно А. Певзнеру, автору статьи о писателе в Литературной энциклопедии (Т.6, 1932), в своём творчестве Виктор Маргерит выражает идеологию радикальных слоёв французской мелкой буржуазии. Постоянные темы его многочисленных произведений — вопросы быта и семьи, вопросы взаимоотношения полов в современном капиталистическом обществе.

Его романы, как например «Проститутка» и «Холостячка», дают богатый бытовой материал; но этот материал дан в сыром, неоформленном виде, без должных выводов. Поданный в спокойных, натуралистических тонах, он теряет свою действенность, и Маргерит из обличителя буржуазных нравов становится поставщиком «занимательного» чтения с сугубо сексуальным содержанием. Видя всё разложение, всю гниль и мерзость капиталистического общества, он не показывает причины его разложения. Маргерит рассматривает капиталистическое общество лишь в бытовом плане и переключает классовую борьбу на борьбу полов. Таково его объяснение причин проституции, таков бунт Моники в «Холостячке», таково самоопределение Анники в «Товарище» («Le Compagnon», 1923 — русск. пер. «Спутник», М., 1925) и т. д. Маргерит не доходит до конца. Его бунтари в конце-концов возвращаются на стезю добродетели, и стезей добродетели оказываются те формы буржуазного быта, против которых Маргерит вначале восстаёт. Здесь опять ярко проявляется мелкобуржуазная сущность творчества писателя: протестуя против капиталистического общества, в котором не находит себе места, он в то же время от него уйти никуда не может, т. к. гибель капитализма означает и исчезновение условий мелкобуржуазного существования. Но даже при всей своей мелкобуржуазной ограниченности романы Маргерита больно ударили по буржуазной Франции. Он раскрыл те бытовые язвы, которые тщательно скрывались.

Одним из главных произведений Маргерита является роман «Коммуна» («La commune»), написанный им в 1904 совместно с братом Полем Маргеритом. Идея романа — ужас перед войной и перед теми, кто её начинает. Такая точка зрения свойственна мелкобуржуазному гуманизму, который противопоставляет пацифизм чисто биологического порядка, т. е. ужас перед войной как перед актом физического уничтожения человечества, истинно революционному пониманию войны как формы классовой борьбы. В своём романе братья Маргериты представляют Парижскую Коммуну как бы «мученицей» перед лицом буржуазии. В этом ярко проявляется мелкобуржуазный характер творчества братьев Маргерит: не будучи в силах дать конкретную, действенную, революционную программу, они смогли увидеть в первой в мире пролетарской революции только символ жертвенности.

Исторические работы Mаргерита: «На краю бездны» («Au bord du gouffre», 1919) и «Преступники» «Les criminels», 1925), — показывают отношение писателя к империалистической войне. Вместо того чтобы резко выступить против войны, Маргерит занял промежуточную позицию мелкой буржуазии. В «На краю бездны» он указывает на неспособность правительства как на причину мировой бойни, а в позднейшей работе — «Преступники» — он становится на сентиментально-гуманистическую точку зрения.

Советские издания

(русские переводы романов Виктора Маргерита выходили также и в дореволюционное время)

  • Проститутка. М., 1924.
  • Золото. Л.: Мысль, 1924.
  • Женщина-холостяк [: Холостячка ]. Пг., 1924.
  • Моника Лербье [: Холостячка ]. М.: Мосполиграф, 1924 (и др. изд.).
  • Женщина в пути [: трилогия : «Женщина-холостяк», «Спутник», «Чета» ]. M., 1925.
  • Твоё тело принадлежит тебе. М., 1928.
  • Вавилон / Пер. Н.Хазиной. М.: Гослитиздат, 1935.


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить