ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Маркова, Мария Александровна


В 2013 году Мария Маркова стала лауреатом поэтического фестиваля «Киевские лавры».

Критика и отзывы

…я дочитал до строчки «земляника, — зовёт, — земляника» — и вздрогнул, словно это меня окликнули. Такое случается крайне редко, и ошибиться тут невозможно. Поверх авторской манеры, вытесняя и как бы отменяя ее, слышится голос самого стихотворения. Неясно кто, непонятно откуда — сами стихи окликают тебя, говорят с тобой, увлекая в чащу неведомой речи. Это не единственное отличие вещей Марковой от «хороших стихов». Ее владение стиховой техникой — естественное и как будто врожденное (то есть кажется, что врожденное, а на самом деле это не так). Такое умение в помощь только до поры: для той работы стиха привычная легкость усилий, скорее, во вред. Этот — иногда непосильный — груз легкости хочется переложить на чужие плечи.

В книге «Мёд — Червоточина» Маркова предстает перед читателем как стихотворец с буквально на глазах складывающейся оригинальной манерой. Манера эта состоит в особой атмосфере доверительности, в интонации интимного разговора, до определенной черты раскрывающего внутренний мир автора… Утверждение своего личного душевного пространства, ценимого и лелеемого именно за то, что оно свое, — и есть основа своей интонации Марковой. Автор не лезет с революциями и громами, не раздвигает границы своего Я до космических пределов. Нет, просто есть понимание того, что космос внутри гораздо главнее космоса большого.

Стесняющая дыхание тревожная интонация, неумолчная взволнованность, не переходящая ни на крик, ни на шепот, создают такое особое звучание у стихотворений Марковой, что ему не можешь не верить, остаться к нему безучастным. «Критический разбор», пожалуй, показался бы мне здесь неуместным, неорганичным, даже досадным. В горестных нотах поэзии Марковой живет нерушимая гармония, — ее стихи — своего рода «счастье в печали», сладость трагедии, боль вместе с лекарством.

Стихи М. А. Марковой отличаются редкой чистотой поэтического голоса и не менее редкой в наше время незамутнённостью лирического чувства. В поэзии М. А. Марковой присутствует сильный лирический характер, определяющий собственный взгляд на мир и отстаивающий собственные нравственные приоритеты. Её поэтическая сосредоточенность выгодно выделяет её в общем литературном ряду. М. А. Маркова — одна из самых серьёзных и перспективных фигур нашей молодой поэзии.

По мнению экспертов, творчество М. А. Марковой, развивающее и обогащающее лучшие традиции российской словесности, достойно присуждения премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2010 года за вклад в развитие традиций российской поэзии.

Чувство любви и благодарности, кажется, ни разу не изменяет лирическому герою. Равно как и автору ни разу не изменяет музыка стиха, но иногда тот самый страх перед молчанием и ограничением свободы (а в вечном, неподвижном мире и несвобода ведь тоже будет вечной) заставляет стихи делаться чуть избыточными. Скажем, финал замечательной в целом «Пчелы Паганини» почти тавтологичен. И пример этот, хотя и один из немногих, всё же не единичный.

Проблема избыточности текста, к счастью, не стала системной и, надеюсь, таковой не станет. Способов преодоления этого автор, кажется, знает великое множество, и один из них, может быть самый интересный — появление третьего. Почти во всех случаях, когда в стихи Марии Марковой входит не тень, но живой и точно во плоти пришедший герой, вещь оказывается замечательно удачной.

Библиография


Книги

  • Упоение: Книга стихов. — Кадуй, Вологда: Свеча, 2005.
  • Мёд — червоточина. — Вологда: Свеча, 2007.
  • Соломинка. — М.: Воймега, 2012.


Периодика

  • Тревожный шов: Стихи. // Дружба народов. № 1, 2009.
  • Небесные трамваи: Стихи. // Литературная газета. № 23 (6227) от 3.06.2009.
  • Глиняная свистулька: Стихи. // Сибирские огни. № 3, 2009.
  • Райский новояз: Стихи. // Дети Ра. № 10 (60), 2009.
  • Из лучших мира этого: Стихи // Florida. № 3 (111) March 2010.
  • Стихи // Введенская сторона. № 2, 2010.
  • Нет ничего, что стоит забывать: Стихи // Ликбез. № 69 (июнь 2010).
  • Спираль времени: Стихи. // Альтернация. № 6, 2010.
  • Мы проснёмся у самого рая: Стихи // Литературная газета. № 35 (6289) от 8.09.2010.
  • Не ласточка, не птичье целованье: Стихи // День и ночь. № 4, 2010.
  • Стихи // Новый берег. № 29, 2010.
  • Полоска света: Стихи // Знамя. № 2, 2011.
  • Ты мне дорогу эту освети: Стихи // Литературная газета. № 11-12 (6315) от 30.03.2011.
  • Транспортный коробок, сказочный кузовок: Стихи. // Сибирские огни. № 4, 2011.


Интервью

  • «Литературной газете» № 9 (6360) (2012-03-07)
  • «Русскому журналу» (12.03.12 11:50)


Критика и отзывы

  • Абдулаев, Е. От 30 до 1300. Семь поэтических сборников 2012 года // Дружба народов, 2013, №4.
  • Айзенберг М. Полоска света // Знамя, 2011, № 2.
  • Кутенков, Б. В зеркальном раю (о книге Марии Марковой «Соломинка») — Сетевая Словесность, 2013.
  • Официальное сообщение на сайте Президента РФ
  • Пермяков, А. Музыка на воде // Волга, 2012, № 11-12.
  • Сокольский, Э. Жизнь сквозь слезы. Мария Маркова // Зинзивер, 2013, № 2(46)
  • Чёрный А. В. Три книги 2007 года // У Щекиной: Альманах. — Вып. 1. — Вологда, 2009.
  • Пестерева Е. Нежность к миру // Знамя, 2013, № 7.
  • Каневский Г. Простенок миров // Новый мир, 2013, № 6.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить