ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Мелихов, Александр Мотелевич


ИмяАлександр Мотелевич Мелихов
Имя при рожденииАлександр Мотелевич Мейлахс
Дата рождения29.7.1947
Место рожденияРоссошь
Род деятельностиПисатель и публицист
ПремииНабоковская премия Союза писателей Петербурга (1993, Премия петербургского ПЕН-клуба (1995), Студенческий Букер (2001; Премия им. Гоголя (2003,2009,2011), премия правительства Санкт-Петербурга (2006), Премия «Учительской газеты» «Серебряное перо». Премия журнала «Полдень, ХХ1 век» (2008). Премия фонда «Антифашист»

Александр Мотелевич Мелихов (настоящая фамилия Мейлахс; род. 1947, Россошь, Воронежская область) — русский писатель и публицист.

Родился в семье Мотеля Аврумовича Мейлахса и Любови Кузьминичны Кириченко. Окончил математико-механический факультет Ленинградского университета, работал в НИИ прикладной математики при ЛГУ. Кандидат физико-математических наук.

Как прозаик печатается с 1979 года. Проза опубликована в журналах «Нева», «Звезда», «Новый Мир», «Октябрь», «Знамя», «Дружба народов», «22», «Nota Bene» (Израиль), «Зарубежные записки» (Германия) и др.

Автор книг «Провинциал», «Весы для добра», «Исповедь еврея», «Горбатые атланты, или Новый дон Кишот», «Роман с простатитом», «Нам целый мир чужбина», «Чума», «Красный Сион», «Любовь-убийца», «Мудрецы и поэты», «Интернационал дураков», «Биробиджан — земля обетованная», «Тень отца», «Республика Корея: в поисках сказки», «Дрейфующие кумиры», «Броня из облака», вышедших в издательствах «Советский писатель», «Новый Геликон», «Лимбус Пресс», «Вагриус», «Ретро», «Время», «Прозаик», «Текст»,«АСТ», «Журнал"Нева"».

Литературный критик, публицист, автор книги «Диалоги о мировой художественной культуре» и нескольких сот журнально-газетных публикаций, заместитель главного редактора журнала «Нева».

В последние годы А.Мелихов развивает концепцию «человека фантазирующего», рассматривая историю человечества как историю зарождения, борьбы и распада коллективных грез.

«Система взглядов удивительно стройна. Выглядит тезаурус, то есть набор важнейших понятий и схема основных взаимосвязей в мелиховском мире, следующим образом. Мир разделен на реальность и мечту (грезу, сказку, химеру). Реальность без грезы отвратительна. Греза дает силы для жизни и уничтожает страх смерти. В реальности греза обозначена словом, которое всегда прекраснее явления, поскольку оно является представителем мечты в мире действительности. Грезы-сказки многообразны, но отличаются прежде всего количеством людей ими охваченных. Одна из величайших, существующая для двоих, именуется любовью. Далее идут родовые, классовые, общенациональные грезы и химеры („запас общих сказок, того единственного, что способно нас объединять“). Сбывшаяся греза называется красотой. Искусство, которое служит красоте, есть, таким образом, мост между двумя мирами: „Поэзия есть умение видеть в здешнем нездешнее“».

«„Ответ“ ужасу мира в мелиховской прозе — эстетика-стилистика, иначе — красота письма. На стыке безобрáзного (предельно, безнадёжно безобрáзного, то есть безóбразного) и прекрасного, на той стадии прекрасного, которая тяготеет к совершенству, возникает синтез близких Мелихову литературных манер („поток сознания“, „эстетика безобразного“, „суровый (жестокий, жёсткий) стиль“). Вот почему отнести его к „скорбникам“ — значит дать одностороннюю оценку: он в равной мере принадлежит и „чистому искусству“, как ни странно это выглядит. Авторский язык у Мелихова есть своего рода разрешение, катарсис. „Приключения языка“, который всегда является у Мелихова одним из „внесюжетных персонажей“, по степени увлекательности соперничают с приключениями героев, а в ужасном мире обнаруживают присутствие чуда бытия».

«Нерв нравственных поисков героев — „идолоборчество“»

«Удивительная систематичность… Мелихова находит выражение в том, что исследование фантомов, которыми живёт человек, не ограничивается у него сферой литературы: Мелихов вполне серьёзно, со свойственной ему основательностью занимается такими проблемами, как наркомания, как жизнь умственно отсталых людей и способы их адаптации к реальности и т. п. И когда такой материал попадает из жизни в роман, обретает художественное воплощение, от этого литература выигрывает сторицей.»

«Учение Александра Мелихова основано на нескольких положениях. Первое. Человека отличает от животного не умение пользоваться орудиями труда, а умение относиться к плодам своей фантазии (=фантомам, грезам, идеалам) как к реальным предметам и даже гораздо более серьёзно: „Только человек способен жертвовать во имя того, чего нет, что существует лишь в его воображении“. Второе. Все низкое в человеке — это маски чего-то высокого. Материальные, „шкурные“, да любые практические интересы и действия важны для человека только потому, что в рамках какой-то грезы становятся для него символами прекрасного, возвышенного, значительного.»

Библиография

  • 1986 — Провинциал: Рассказы. — Л.: Советский писатель.
  • 1989 — Весы для добра: Повести. — Л.: Советский писатель.
  • 1994 — Исповедь еврея: Роман. Повесть / Предисл. А. Житинского. — СПб.: Новый Геликон. (Переиздано в 2004 г. изд-вом «Лимбус Пресс»).
  • 1995 — Горбатые Атланты, или Новый Дон Кишот: Роман. — СПб: Новый Геликон.
  • 1997 — Роман с простатитом. — СПб.: Лимбус Пресс.
  • 2003 — Чума. — М.: Вагриус.
  • 2003 — Нам целый мир чужбина. — СПб.: Ретро.
  • 2003 — Диалоги о мировой художественной культуре. — М: МИОО.
  • 2005 — Красный Сион: Роман / Александр Мейлахс. — СПб.-М.: Лимбус Пресс.
  • 2008 — Любовь-убийца. — СПб.: Лимбус Пресс.
  • 2008 — Мудрецы и поэты. — М.: Время.
  • 2009 — Биробиджан — Земля обетованная. — М.: Текст.
  • 2010 — Интернационал дураков. — М.: Прозаик.
  • 2011 — Тень отца. — М.: АСТ.
  • 2011 — Республика Корея: в поисках сказки. — СПб.: Лимбус Пресс.
  • 2011 — Дрейфующие кумиры. — СПб.: Журнал «Нева».
  • 2012 — Броня из облака. — СПб.: Лимбус Пресс.
  • 2013 — Колючий треугольник. — СПб.: Пушкинский фонд.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить