ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Михаил (Семёнов)
Имя | Семёнов, Павел Васильевич |
Имя при рождении | Семёнов, Павел Васильевич |
Дата рождения | 1873 |
Место рождения | в Ульяновске, Российская империя, |
Дата смерти | 27.10.1916 |
Место смерти | Москва Рогожское старообрядческое кладбище |
Род деятельности | духовный писатель |
Годы активности | С 1901 по 1916 |
Язык произведений | русский |
Михаи́л (в миру Па́вел Васи́льевич Семёнов; 1873, Симбирск — 27 октября 1916, Москва) — старообрядческий епископ Канадский, духовный писатель.
Биография
Семья и образование
Родился в семье кантониста из крещёных евреев. Окончил Симбирское духовное училище, Симбирскую духовную семинарию (1895). Учился в Московской духовной академии, был учеником ректора академии, епископа Антония (Храповицкого). После перевода владыки Антония на аналогичный пост в Казанскую духовную академию, перевёлся в это учебное заведение, которое окончил в 1899 году со степенью кандидата богословия. В 1899—1900 году являлся профессорским стипендиатом при Казанской духовной академии; в 1900 с ним познакомился Григорий Распутин. В том же году был на полгода командирован в Константинополь для изучения источников, необходимых для написания диссертации. Магистр богословия (1902; тема диссертации: «Законодательство Византийских императоров по делам церковным до Юстиниана включительно»).
Монах, учёный, проповедник
26 ноября 1899 года пострижен в монашество епископом Антонием (Храповицким).
С 25 февраля 1900 года рукоположен во иеродиакона. 26 февраля 1900 года рукоположен во иеромонаха.
С 1900 — преподаватель основного, догматического и нравственного богословия Воронежской духовной семинарии.
С 1902 года — доцент Санкт-Петербургской духовной академии.
29 марта 1905 года года возведён в сан архимандрита.
С 5 сентября 1905 года — экстраординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре церковного права.
Был одним из наиболее популярных среди интеллигенции священников в Санкт-Петербурге. Часто участвовал в публичных диспутах, лекциях и беседах, проводившихся в разных храмах столицы, в лекционных помещениях Сампсониевского собора, в Религиозно-философском обществе, в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, в Народном доме и других помещениях. Сотрудничал в журнале «Русский паломник». Был одним из 32 петербургских священников, публично выступивших за реформирование церкви.
По воспоминаниям митрополита Мануила (Лемешевского), бывшего в этот период студентом университета, архимандрит Михаилначало цитаты
подкупал своих многочисленных слушателей мягким обращением, внимательностью к посылаемым ему на таких лекциях-диспутам запискам, запросам. Он задерживал допоздна слушателей увлекательными репликами и ответами на такого рода запросы и т. д. И по окончании его выступления никто не хотел расходиться из собрания и многие слушатели оставались в ожидании новых и новых интересных отповедей этого молодого талантливого проповедника и докладчика, просветителя и миссионера — несокрушимого апологета своей православной веры. Во многом помогала ему необычайная память, находчивость и широкая эрудиция. В убедительных и всесторонних ответах он побеждал оппонентов.