ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Муратов, Павел Павлович


ИмяПавел Муратов
Дата рождения3.3.1881 (19.2)
Место рожденияБобров (город), в Воронежской губернии
Дата смерти5.2.1950
Место смертиУотерфорд, Ирландия
Род деятельностипрозаик, искусствовед

Па́вел Па́влович Мура́тов (19 февраля (3 марта) 1881 — 5 февраля 1950) — русский писатель и искусствовед, автор трёхтомных «Образов Италии» (1911—1912).

Биография

Родился в городе Бобров Воронежской губернии. Воспитывался в кадетском корпусе, учился в Институте путей сообщения в Петербурге, в 1904—1905 — артиллерийский офицер. После путешествия за границу (1905—1906) поступил на службу в Румянцевский музей (до 1914). Дружил с Борисом Зайцевым, Владиславом Ходасевичем, Ниной Берберовой, художником Николаем Ульяновым.

С 1906 года печатался в журналах «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», «Старые годы».

Занимался русской живописью допетровского периода, сотрудничал с Игорем Грабарём в его многотомной «Истории русского искусства».

В 1913—1914 вместе с Константином Некрасовым издавал художественный журнал «София».

Участник Первой мировой войны, награждён орденами.

В 1918—1922 годы работал в отделе охраны памятников Наркомпроса РСФСР, вместе с Игорем Грабарём участвовал в реставрации храмов Москвы и Новгорода. В 1918, пытаясь поддержать литераторов, организовал вместе с Ходасевичем и Михаилом Осоргиным Книжную лавку писателей.

Основал Общество итальянских исследований «Studio Italiano», здесь читали лекции писатели и историки культуры (Михаил Осоргин, Борис Грифцов, Алексей Дживелегов и др.), весной 1921 здесь прошло последнее публичное выступление Александра Блока.

Принимал участие в деятельности Комитета помощи голодающим (Помгол).

В 1921 году был арестован вместе с Борисом Зайцевым и другими членами Комитета.

С 1922 года выслан из СССР, сначала жил в Германии. В 1923 поселился в Риме (в его квартире бывали Вячеслав Иванов, Джорджо де Кирико и др.).

В 1927 году переехал в Париж. Его тогдашнюю политическую публицистику в газете «Возрождение» высоко ценил Иван Бунин.

В 1927 году — член-основатель общества «Икона» в Париже.

Занялся военной историей, в частности — историей Первой мировой войны.

Перед началом Второй мировой войны переехал в Великобританию, подготовил монографии о событиях 1941—1945 году на советско-германском фронте (вместе со своим другом, историком Уильямом Алленом), о военной истории Кавказа в XIX веке (вышла посмертно). Незадолго до смерти поселился в Ирландии, в имении Аллена Уайтчёрч-Хаус (Whitechurch House).

Умер 5 февраля 1950 года от сердечного приступа.

Творчество

Перевел эссе Уолтера Патера, новеллы Проспера Мериме, прозу Жерара де Нерваля и др., организовал первое в России издание «Ватека» Уильяма Бекфорда.

Выступал как публицист, литературный и художественный критик, историк русского и европейского искусства от иконописи до Сезанна. Писал рассказы, пьесы, оставил исторический роман «Эгерия» (1922). Наиболее известна книга его тонких и наблюдательных, отмеченных меланхолией очерков «Образы Италии» (посвящены Б. К. Зайцеву, т.1 — 1911, т.2 — 1912, т.3 — 1924, изд. в Берлине; переизд. в России в 1993, 1994, 2005).

Муратов занимает в русской литературе очень необычное место. Его духовная родина не Россия, а Ита­лия эпохи Возрождения. Хотя «Магические рассказы» и «Эгерия» создавались в страшные годы после захвата власти большевиками, советская действительность не нашла в них ни ма­лейшего отклика. М. Алданов с восторгом говорил об «Эгерии» как об «очень утешитель­ном симптоме для новейшей русской литературы»; В. Сечкарёв согласился с ним в статье (1967) об этом «стилизованном романе». «Эгерия» — исторический роман об эпохе конца XVIII века, но главным образом Муратов сосредоточен на связях людей, на любви и на зависимости внутренней и внеш­ней жизни человека от рока. Действие раз­вивается с захватывающей быстротой и на­поминает приключенческий роман. Главный герой и рассказчик, художник, оглядывается после многих лет на страстную любовь своей мо­лодости, вовлекшую его в политические интриги (шведский король Густав III и розенкрейце­ры), значение которых он не понимал и по­тому едва избежал гибели. Магия и скепти­цизм, несмотря на противоречивость этих понятий, соединяются, как и в рассказах, Муратовым в одно убедительное целое. Отточенные афо­ризмы, необыкновенные метафоры, удачные сравнения и до последней детали точный, ясный язык характерны для этого замеча­тельного произведения, принадлежащего к лучшим достижениям русского исторического романа.

Сочинения

  • Образы Италии, II 1911-12, III Berlin, 1924
  • Герои и героини, 1918
  • Магические рассказы, 1922
  • Эгерия, Berlin, 1922
  • Рассказы // «Современные записки», № 20, 1924, № 24, 1925
  • Приключения Дафниса и Хлои // «Современные записки», № 28, 1926
  • Мавритания // «Современные записки», № 33, 1927
  • Les icones russes, Paris, 1927
  • The Russian Military Campaigns of 1941—1943 (by WED Allen and Paul Muratof, part 1, 1943)
  • The Russian Campaigns of 1944-45, New York, 1946 (by WED Allen and Paul Muratof)
  • Caucasian Battlefields: A History of the Wars on the Turko-Caucasian Border 1828—1921 (by WED Allen and Paul Muratof, 1953)

Новейшие публикации

  • Искусство и народ //Литература русского зарубежья: Антология. Т.1. Кн.1. М.,1990 с.377-390.
  • Приключение Казановы, не рассказанное им самим //Новая Юность, 1995, № 1/2, с.58-64
  • Эгерия. Роман и новеллы из разных книг. Москва: Терра, 1997
  • Ночные мысли. Эссе, очерки, статьи 1923—1934. Москва: Прогресс, 2000
  • Искусство прозы//Критика русского зарубежья: В 2 ч. Ч.1. М.: Олимп; АСТ, 2002, с 184—206
  • Древнерусская живопись история открытия и исследования. М.:Айрис-Пресс; Лагуна-Арт, 2005
  • Русская живопись допетровской эпохи
  • Вокруг иконы
  • Византийская живопись
  • Открытия древнерусского искусства
  • Образы Италии. Полное издание в трёх томах. Издательство Арт-Родник, Москва, 2008
  • Статьи и очерки (1927 — 1931). Публикация и комментарии К. М. Муратовой// Наше наследие, 2012, 104 ().

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить