ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Накагами, Кэндзи


Отличительной чертой произведения стало нетривиальное (в выборе как языка, так и формы) выражение двусмысленности и двойственности устремлений персонажа (и человека вообще), который, с одной стороны, уклоняется от сложности семейных противоречий, находя себя в дающей внутреннюю устойчивость рутине землекопа, а с другой — инстинктивно пытается их всё же разрешить, о чём красноречиво свидетельствует очень графично написанная концовка повести.

После «Мыса»

«Мыс» стал первой частью т.н. «трилогии Акиюки», за которым последовали романы «Побережье засохших деревьев» (1977) и «Край света, пик времени» (1983). Первый из них стал новым истолкованием тем, обозначенных в «Мысе», а второй — работой эпического масштаба, посвящённой разрушению микрокосмоса гетто-«закоулка».

В «Побережье засохших деревьев», своём первом романе, Накагами вновь рисует жизнь Акиюки (ему уже 26), который, как и в «Мысе» в схожих обстоятельствах, работает землекопом, находя в этой бесхитростной работе возможность растворения самого и себя и слияния с глубинными природными ритмами. В этот ритм вновь вторгается переплетение инцидентов, начиная с пережитого в детстве самоубийства старшего сводного брата и заканчивая инцест со сводной сестрой, дочерью родного отца. Последний, хладнокровно восприняв случившееся, даже предлагает Акиюки стать своим преемником, унаследовать его дело. В довершении всего Акиюки убивает своего младшего сводного брата, сына родного отца от другой женщины, раскрошив тому череп камнем. Намеченная ещё в «Мысе» амбивалентность кровных уз и развивающихся в них отношений получила в «Побережье засохших деревьев» своё полноценное выражение. Само произведение, где многогранно перекликаются мотивы кровного родства и связи с природой, перешагнуло через привычные рамки модернистского романа через скрещивание его с мифологическим началом.

В завершающем трилогию «Крае света, пике времени» 29-летний Акиюки возвращается в родные места после отбытия наказания за совершённое убийство. На месте закоулков своего гетто он находит заселённый бомжами пустырь, работы по застройке которого приостановлены. Не возвращаясь к своему отчиму, в компании которого он до ареста работал землекопом, Акиюки приходит к своему отцу настоящему и начинает работать у него лесорубом. Через общение с отцом, желание сближения с ним и в то же время его отторжение Акиюки узнает о том, что именно тот принципиально парализовал работы по застройке бывшего гетто. После этого откровения, однако, отец кончает жизнь самоубийством на глазах у Акиюки. Тот исчезает, чтобы поджечь остатки бураку, на месте которого теперь запланирована постройка универмага.

Между этими произведениями был опубликован цикл рассказов «Тысяча лет наслаждения» (1982), где миру маргиналов-буракуминов было придано подлинно мифологическое измерение, а их история была «переписана» с выведением их божественного происхождения. Темы «Тысячи лет наслаждения» получили своё развитие в другом цикле — «Кумано» (1984), ставшим по сути лабораторией для разработки нового жанра на грани документальной и художественной прозы, а также мифологии.

При жизни писателя творчество Накагами не получило признания, соответствующего масштабу его художественного дарования, однако после его преждевременной кончины усилиями прежде всего Каратани, а также других литературоведов ситуация была существенно изменена в лучшую сторону.

Награды

  • 1975 — премия Акутагавы за «Мыс»
  • 1977 — премия Майнити и премия Министерства образования Японии за «Побережье засохших деревьев»

Экранизации и документальные фильмы

Янагимати при участии Накагами были сняты две экранизации по одноимённым произведениям: «Карта девятнадцатилетнего» (十九歳の地図, 1979) и «Праздник огня» (火まつり, 1985). Хасэгава экранизировал рассказ «Змеиная похоть», сняв по его мотивам фильм «Юный убийца» (青春の殺人者, 1976). Также о Накагами был создан документальный фильм режиссёром Аояма «В закоулках. Киноплёнка, отснятая Накагами Кэндзи» (路地へ。中上健次の残したフィルム, 2000).

Основные сочинения

Романы и повести

  • Побережье засохших деревьев (枯木灘, 1977)
  • Бальзамин (鳳仙花, 1980)
  • Край света, время экстаза (地の果て至上の時, 1983)
  • Повесть о Сеуле (物語ソウル, совместно с Араки, проиллюстрировавшим книгу)
  • Солнечные крылья (日輪の翼, 1984)
  • Повесть о Кии (紀伊物語, 1984)
  • Дерево в огне (野生の火炎樹, 1985)
  • Девятнадцатилетний Якоб (十九歳のジェイコブ, 1986)
  • Праздник огня (火まつり, 1987, написано для фильма Янагимати)
  • Небесные песни: повесть о Мияко Харуми (天の歌:小説都はるみ, 1987)
  • Чудо (奇蹟, 1989)
  • Гимн (讃歌, 1990)
  • Презрение (軽蔑, 1992)
  • Крокодилья святыня (鰐の聖域, 1992, незаверш.)
  • Инородцы (異族, 1993, незаверш.)

Произведения малой формы, сборники и циклы рассказов

  • Карта девятнадцатилетнего (十九歳の地図, 1974)
  • Голубятня (鳩どもの家, 1975).
  • Мыс (岬, 1976)
  • Змеиная похоть (蛇淫, 1976)
  • Восемнадцать (十八歳) / К морю (海へ, 1977)
  • Грим (化粧, 1978)
  • Водная женщина (水の女, 1979)
  • Тысяча лет наслаждения (千年の愉楽, 1982)
  • Кумано (熊野集, 1984)
  • Город притяжения (重力の都, 1988). Оммаж Танидзаки и его «Истории Сюнкин».

Критика, эссе, публицистика

  • Джаз и атомная бомба. Накагами Кэндзи против Мураками Рю (ジャズと爆弾 中上健次 VS 村上龍, 1977)
  • Кии: страна деревьев и корней (紀州:木の国・根の国物語, 1978)
  • Сила снов (夢の力, 1979)
  • Преодоление Кобаяси Хидэо (小林秀雄をこえて, 1979, беседы с Кодзином Каратани)
  • Откуда ты родом? Из эпохи Дзёмон, из Яёй? (君は弥生人か縄文人か, 1984)
  • Америка, Америка (America, America, 1985)
  • Литература огня (火の文学, 1985)
  • Эпоха хайку (俳句の時代, 1985)
  • Конец одной эпохи — начало другой (時代が終わり、時代が始まる, 1988)
  • Анатомия места (解体される場所, 1990)
  • Без обсуждений (問答無用, 1992)
  • Вселенная Слова (言霊の天地, 1993)
  • Возрождение мышления эпохи Дзёмон (甦る縄文の思想, 1993)

Издания на русском языке

  • Накагами Кэндзи, Иностранная литература, 1993, 3

Библиография

На японском языке

Монографии

  1. 井口時男 (Игути Токио), 作品社, 2004
柄谷行人 (Каратани Кодзин) 太田出版 1996
  1. 高山文彦 (Такаяма Фумихико), 文藝春秋, 2007
張文穎 (Чжан Вэньин) 専修大学出版局 2002

Статьи

  1. 江藤淳 (Это Дзюн), 河出書房新社, 1991

На других языках

  1. Nina Cornyetz, Stanford, Stanford University Press, 1999
Eve Zimmerman Honolulu University of Hawaii Press 1999 130-152

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить