ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Накагами, Кэндзи
Отличительной чертой произведения стало нетривиальное (в выборе как языка, так и формы) выражение двусмысленности и двойственности устремлений персонажа (и человека вообще), который, с одной стороны, уклоняется от сложности семейных противоречий, находя себя в дающей внутреннюю устойчивость рутине землекопа, а с другой — инстинктивно пытается их всё же разрешить, о чём красноречиво свидетельствует очень графично написанная концовка повести.
После «Мыса»
«Мыс» стал первой частью т.н. «трилогии Акиюки», за которым последовали романы «Побережье засохших деревьев» (1977) и «Край света, пик времени» (1983). Первый из них стал новым истолкованием тем, обозначенных в «Мысе», а второй — работой эпического масштаба, посвящённой разрушению микрокосмоса гетто-«закоулка».
В «Побережье засохших деревьев», своём первом романе, Накагами вновь рисует жизнь Акиюки (ему уже 26), который, как и в «Мысе» в схожих обстоятельствах, работает землекопом, находя в этой бесхитростной работе возможность растворения самого и себя и слияния с глубинными природными ритмами. В этот ритм вновь вторгается переплетение инцидентов, начиная с пережитого в детстве самоубийства старшего сводного брата и заканчивая инцест со сводной сестрой, дочерью родного отца. Последний, хладнокровно восприняв случившееся, даже предлагает Акиюки стать своим преемником, унаследовать его дело. В довершении всего Акиюки убивает своего младшего сводного брата, сына родного отца от другой женщины, раскрошив тому череп камнем. Намеченная ещё в «Мысе» амбивалентность кровных уз и развивающихся в них отношений получила в «Побережье засохших деревьев» своё полноценное выражение. Само произведение, где многогранно перекликаются мотивы кровного родства и связи с природой, перешагнуло через привычные рамки модернистского романа через скрещивание его с мифологическим началом.
В завершающем трилогию «Крае света, пике времени» 29-летний Акиюки возвращается в родные места после отбытия наказания за совершённое убийство. На месте закоулков своего гетто он находит заселённый бомжами пустырь, работы по застройке которого приостановлены. Не возвращаясь к своему отчиму, в компании которого он до ареста работал землекопом, Акиюки приходит к своему отцу настоящему и начинает работать у него лесорубом. Через общение с отцом, желание сближения с ним и в то же время его отторжение Акиюки узнает о том, что именно тот принципиально парализовал работы по застройке бывшего гетто. После этого откровения, однако, отец кончает жизнь самоубийством на глазах у Акиюки. Тот исчезает, чтобы поджечь остатки бураку, на месте которого теперь запланирована постройка универмага.
Между этими произведениями был опубликован цикл рассказов «Тысяча лет наслаждения» (1982), где миру маргиналов-буракуминов было придано подлинно мифологическое измерение, а их история была «переписана» с выведением их божественного происхождения. Темы «Тысячи лет наслаждения» получили своё развитие в другом цикле — «Кумано» (1984), ставшим по сути лабораторией для разработки нового жанра на грани документальной и художественной прозы, а также мифологии.
При жизни писателя творчество Накагами не получило признания, соответствующего масштабу его художественного дарования, однако после его преждевременной кончины усилиями прежде всего Каратани, а также других литературоведов ситуация была существенно изменена в лучшую сторону.
Награды
- 1975 — премия Акутагавы за «Мыс»
- 1977 — премия Майнити и премия Министерства образования Японии за «Побережье засохших деревьев»
Экранизации и документальные фильмы
Янагимати при участии Накагами были сняты две экранизации по одноимённым произведениям: «Карта девятнадцатилетнего» (十九歳の地図, 1979) и «Праздник огня» (火まつり, 1985). Хасэгава экранизировал рассказ «Змеиная похоть», сняв по его мотивам фильм «Юный убийца» (青春の殺人者, 1976). Также о Накагами был создан документальный фильм режиссёром Аояма «В закоулках. Киноплёнка, отснятая Накагами Кэндзи» (路地へ。中上健次の残したフィルム, 2000).
Основные сочинения
Романы и повести
- Побережье засохших деревьев (枯木灘, 1977)
- Бальзамин (鳳仙花, 1980)
- Край света, время экстаза (地の果て至上の時, 1983)
- Повесть о Сеуле (物語ソウル, совместно с Араки, проиллюстрировавшим книгу)
- Солнечные крылья (日輪の翼, 1984)
- Повесть о Кии (紀伊物語, 1984)
- Дерево в огне (野生の火炎樹, 1985)
- Девятнадцатилетний Якоб (十九歳のジェイコブ, 1986)
- Праздник огня (火まつり, 1987, написано для фильма Янагимати)
- Небесные песни: повесть о Мияко Харуми (天の歌:小説都はるみ, 1987)
- Чудо (奇蹟, 1989)
- Гимн (讃歌, 1990)
- Презрение (軽蔑, 1992)
- Крокодилья святыня (鰐の聖域, 1992, незаверш.)
- Инородцы (異族, 1993, незаверш.)
Произведения малой формы, сборники и циклы рассказов
- Карта девятнадцатилетнего (十九歳の地図, 1974)
- Голубятня (鳩どもの家, 1975).
- Мыс (岬, 1976)
- Змеиная похоть (蛇淫, 1976)
- Восемнадцать (十八歳) / К морю (海へ, 1977)
- Грим (化粧, 1978)
- Водная женщина (水の女, 1979)
- Тысяча лет наслаждения (千年の愉楽, 1982)
- Кумано (熊野集, 1984)
- Город притяжения (重力の都, 1988). Оммаж Танидзаки и его «Истории Сюнкин».
Критика, эссе, публицистика
- Джаз и атомная бомба. Накагами Кэндзи против Мураками Рю (ジャズと爆弾 中上健次 VS 村上龍, 1977)
- Кии: страна деревьев и корней (紀州:木の国・根の国物語, 1978)
- Сила снов (夢の力, 1979)
- Преодоление Кобаяси Хидэо (小林秀雄をこえて, 1979, беседы с Кодзином Каратани)
- Откуда ты родом? Из эпохи Дзёмон, из Яёй? (君は弥生人か縄文人か, 1984)
- Америка, Америка (America, America, 1985)
- Литература огня (火の文学, 1985)
- Эпоха хайку (俳句の時代, 1985)
- Конец одной эпохи — начало другой (時代が終わり、時代が始まる, 1988)
- Анатомия места (解体される場所, 1990)
- Без обсуждений (問答無用, 1992)
- Вселенная Слова (言霊の天地, 1993)
- Возрождение мышления эпохи Дзёмон (甦る縄文の思想, 1993)
Издания на русском языке
- Накагами Кэндзи, Иностранная литература, 1993, 3
Библиография
На японском языке
Монографии
- 井口時男 (Игути Токио), 作品社, 2004
- 高山文彦 (Такаяма Фумихико), 文藝春秋, 2007
Статьи
- 江藤淳 (Это Дзюн), 河出書房新社, 1991
На других языках
- Nina Cornyetz, Stanford, Stanford University Press, 1999