ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Перцов, Пётр Петрович


Перцов и ранние символисты

Уже весной 1893 г. Перцов возвращается в Казань и продолжает свою деятельность в «Казанском Биржевом Листке» и «Волжском Вестнике». Одновременно продолжилось сотрудничество в народнической газете «Неделя», и её приложении — журнале «Книжки Недели». Там задавали тон бывшие либеральные народники, отказавшиеся от радикальной доктрины Михайловского: редактор П. П. Гайдебуров, публицисты Я. В. Абрамов со своей теорией «малых дел» и пропагандист «облагороженного консерватизма» М. О. Меньшиков. Стихи Перцова здесь печатаются наряду с последними стихами А. М. Жемчужникова, Я. П. Полонского, В. С. Соловьёва и ранними стихами И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта.

П. П. Перцов опять возвращается в Петербург (1894 г.), на почве поэтических интересов знакомится с ранними символистами: В. Я. Брюсовым, Д. С. Мережковским, Ф.Сологубом, которые группировались в то время вокруг журнала «Северный вестник», публикуется в этом журнале. Вместе со своим двоюродным братом В. В. Перцовым П. П. Перцов выпускает в 1895 г. сборник «Молодая поэзия», на обложке которого мы видим имена К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова, Н. М. Минского, Д. С. Мережковского. В 1896 г. он задумывает и издаёт сборник «Философские течения русской поэзии». Перцов-издатель в первую очередь идейный, а не коммерческий издатель. В ту пору его предприятия ещё не находят того сочувствия, который встретил символизм среди читателей через семь-восемь лет. Вообще многоразличные символистские альманахи и сборники будут отличительной чертой модернистской литературы конца XIX — начала XX вв. П. П. Перцову принадлежит и идея первого сборника критических работ Д. С. Мережковского. В 1897 г. он вышел под названием «Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы».

«Новый путь»

В 1896 г. Перцов познакомился с В. В. Розановым. Несмотря на разницу в годах и литературных пристрастиях, Перцов сумел стать заинтересованным издателем и редактором различных розановских книг. Благодаря Перцову Розанову был открыт путь в издания символистов. П. П. Перцов предложил собрать и издать первые сборники статей В. В. Розанова. Им были изданы «Литературные очерки», «Сумерки просвещения», «Религия и культура» (все 1899 г.), «Природа и история» (1900 г.). В 1898 г. окончательно прекращается издание первого символистского журнала «Северный вестник». На какое-то время символисты лишаются собственной трибуны и разбредаются по различным редакциям. В 1900—1902 г. функцию символистского органа в какой-то мере выполнял журнал И. И. Ясинского «Ежемесячные сочинения». Но для мэтров символизма, какими считали себя Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус, Ясинский был чужим. К этому времени Перцов уже зарекомендовал себя как маститый символистский журналист и издатель. Поэтому в 1902 г. Мережковский и Гиппиус задумывают религиозно-философский и литературный журнал «Новый путь», где функция редактора-издателя само собою отводилась предприимчивому Петру Петровичу. Журнал начал выходить в 1903 г., но после внутриредакционных размолвок летом 1904 г. Перцов вынужден передать руководство журналом Д. В. Философову.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить