ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Попов, Михаил Михайлович


ИмяМихаил Михайлович Попов
Дата рождения1957
Место рожденияХарьков
Род деятельностиПисатель
ЖанрРоманы, Повести, Рассказы, Статьи
Язык произведенийРусский
ДебютПовесть «Баловень судьбы»

Михаил Попов (р. 25 февраля 1957, Харьков) ― российский прозаик, поэт, публицист и критик.

Биография

Отец ― художник, мать ― преподаватель английского языка. Детство в основном прошло в Казахстане, в 1961—1975 гг. жил в Белоруссии, окончил Жировицкий сельхозтехникум в Гродненской области, служил в армии (1975—1977).

С 1978 по 1984 год учился в Литературном институте имени А. М. Горького (семинар литературоведа А. А. Михайлова), после чего работал в журнале «Литературная учёба» (1983—1989), затем заместителем главного редактора журнала «Московский вестник» (1989—1997).

Член редколлегии альманаха «Реалист» (с 1995), редакционного совета «Роман-газета XX век» (с 1999). С 2004 года возглавляет Совет по прозе при Союзе писателей России.

Творчество

Первая публикация, во время армейской службы, ― поэма о партизанах в военной газете «За Родину». Первая значительная поэтическая публикация ― стихи в московском альманахе «День поэзии» (1980).

Первая значительная публикация прозы ― повесть о гражданской войне «Баловень судьбы» («Литературная учёба», 1983), где события войны показаны через восприятие подростка.

Первый роман М. Попова «Пир» вышел с издательстве «Советский писатель» в 1986 году. Герой романа пытается спастись от реалий мира в психбольнице, но и здесь не находит покоя, как раз тут и начинаются всяческие приключения.

В 1987 году в издательстве «Современник» вышел первый стихотворный сборник «Знак», в 1989 году в издательстве «Мололая гвардия» ― поэтическая книга «Завтрашние облака».

Один за другим выходят романы «Нежный убийца» (1989) и «Баловень судьбы», книга повестей и рассказов «Калигула» (1991).

Автор более 20 прозаических книг, вышедших в издательствах «Советский писатель», «Молодая гвардия», «Современник», «Вече» и др. Кроме психологических и приключенческих романов примечательны романы-биографии: «Сулла», «Тамерлан», «Барбаросса», «Калигула».

Произведения также публиковались в журналах «Москва», «Юность», «Октябрь», «Наш современник», «Московский вестник» и других периодических изданиях.

Михаил Попов ― автор сценариев к двум художественным фильмам: «Арифметика убийства» (приз фестиваля «Киношок») и «Гаджо».

Критики отмечают разносторонность художественных интересов Михаила Попова и его особенность реалистическими средствами передать даже «заумь»:

Михаил Попов сумел добиться очень интересного результата в своих писаниях: полнейшей, как это ни странно прозувучит в литературном разговоре, независимости от языка.

В самом деле, о чём только Попов не пишет. Тут и современные московские драмы, и фантасмагорические миры будущего, и палестинская эпопея тамплиеров, и средневековая Франция, и фвнтасмагории Древнего Египта…

Язык, способ выражаться ― один и тот же, а «эффект присутствия» в каждом случае стопроцентный. Более того, в рамках одного и того же строго классического дискурса Попов способен воплотить, если надо, самую отчаянную заумь, чисто реалистическими средствами устроить крутейший «сюрр», породить виртуальность любой степени тяжести. Для выполнения какой угодно художественной задачи он не нуждается ни в стилизациях, ни в «метаязыках» — нужное ему он создает не языковыми средствами, а будто учреждает в своих произведениях неким декретатом.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить