ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Пяст, Владимир


ИмяВладимир Пяст
Имя при рожденииВладимир Алексеевич Пестовский
Дата рождения30.6.1886 (18)
Место рожденияСанкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти19.6.1940
Место смертиГолицыно, Московская обл., РСФСР
Род деятельностиРоссии XX века, с испанского языка, XX века, России XX века, мемуарист, детский писатель
Язык произведенийрусский

Владимир Алексеевич Пяст (настоящая фамилия Пестовский, 1886—1940) — русский поэт-символист, прозаик, XX века, переводчик, теоретик литературы, один из биографов поэта Александра Блока, с которым много лет дружил.

Биография

Владимир Пяст происходил, по семейной легенде, из польского рода Пястов, родился в семье потомственного дворянина, коллежского асессора, актёра-любителя, энтомолога по образованию. Окончил с золотой медалью 12-ю Петербургскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В 1906 перевёлся на романо-германское отделение ввиду своих литературных увлечений (художественные взгляды с тех пор не изменял: всю жизнь оставался «западником» и «воинствующим символистом»).

Со стихами начал выступать с 1900, начал печататься в 1905 году, среди первых опубликованных стихотворений были переводные.

В 1905 отправился в поездку в Мюнхен, где в 1906 с ним произошёл первый психический срыв, после которого он шесть недель провёл в психиатрической клинике. В дальнейшем был подвержен попыткам самоубийства.

В студенческие годы Пяст был одним из лидеров «Кружка молодых» (объединение поэтов-символистов при университете), посещал литературные собрания Вяч. Иванова, З. Гиппиус, Ф. Сологуба. В 1909 году выходит первый стихотворный сборник В. Пяста «Ограда».

В 1910—1917 гг. он переводит с испанского, пишет статьи на литературные темы и выступает с лекциями о футуризме и символизме, увлекается декламацией.

Во время Первой мировой войны его призвали на фронт, но из-за психического заболевания, вспышки которого мучили В. Пяста всю жизнь, он был комиссован.

После Октябрьской революции занял антибольшевистскую позицию, прервал отношения с Блоком после поэмы «Двенадцать».

В годы революции и Гражданской войны пишет романы (оставшиеся неопубликованными: «Роман без названия», «Возрождение»), много работает как журналист и переводчик, занимается теорией декламации и стиховедением. Служил в Институте живого слова в Петрограде.

В 1926 году переехал в Москву. Активно занимался переводами с немецкого — в частности, переводил поэтов-экспрессионистов в антологии Г. Петникова «Молодая Германия» (Харьков, 1925) и с испанского — преимущественно поэтической драматургии Тирсо де Молины, Лопе де Вега и т. д. В РГАЛИ хранятся его неизданные переводы из главного латиноамериканского поэта XX века — Рубена Дарио. Также переводил Сервантеса, Альфреда Вольфенштейна, Эрнста Толлера и др.

6 февраля 1930 года арестован, приговорён по статье 58-10 и 58-11 (контрреволюционная агитация и участие в контрреволюционной организации) к трём годам высылки, которые провёл сначала в Архангельске, затем в Кадникове Вологодской области. По окончании срока в 1933 году сослан в Одессу, где женился на К. Стояновой. В 1936 благодаря хлопотам Мейерхольда, Пришвина и других смог вернуться в Москву, жил в подмосковном Голицыне.

Скончался в 1940 году от рака лёгких (по другим данным, покончил с собой), похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (3 уч.).

«Литературная газета» опубликовала некролог, в котором говорилось: «В трудной своей жизни Пяст никогда не снижал своего мастерства. Он написал не очень много, но то, что он оставил, сделано хорошо.»

Лирика его религиозна. Он говорит о Божественном происхождении бытия и воз­действии духовного начала на повседневность. Картины природы и пейзажи становятся в са­мом лучшем смысле выражением духовности.

Сборники стихов

  • «Ограда» (1909); Берлин, изд. Гржебина, 1922
  • «Поэма в нонах» (1911),
  • «Львиная пасть» (Берлин, изд. Гржебина 1922),
  • «Третья книга лирики» (Берлин, изд. Гржебина,1922).

Книги

  • «Современный декламатор» (1926),
  • «Встречи» (1929),
  • «Современное стиховедение. Ритмика» (1931). Первая часть задуманной монографии; вторая должна была быть посвящена «тембромелодике».

Для детей

  • Кузнечик, цикада и птица карморан, 1929
  • Моя первая шах-книга, 1930

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить