ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Сэв, Морис


(где наряду с Сэвом участвовали Доле, Жан Сальмон Макрин, Никола Бурбон, Меллен де Сен-Желе, Маро и другие поэты), Сэв написал пять латинских эпиграмм и три стихотворения на французском языке, в том числе пространную (228 стихов) эклогу «Арион».

Блазоны

В конце 1535 года по инициативе находившегося в ту пору в Ферраре Клемана Маро состоялся конкурс блазо́нов о женском теле — поэтических фрагментов, посвящённых той или иной части тела прекрасной дамы. «Толчком для организации этого конкурса послужила гривуазная эпиграмма — «blason» Маро "О прекрасном соске".» Вслед за Маро, по словам М.М.Бахтина,

«поэты эпохи стали наперерыв блазонировать различные части женского тела: рот, ухо, язык, зуб, глаз, бровь и т.п.; они производили буквальное анатомическое разъятие женского тела.»

Сэв сочинил блазоны «Бровь» (Sourcil) и «Слеза» (Larme); именно им отдала предпочтение покровительница Маро, супруга Эрколе II д’Эсте Рене Французская. Наряду с сочинениями Антуана Эроэ, Клода Шаппюи и других поэтов они вошли в сборник «Анатомические блазоны о женском теле» (Les Blasons Anatomiques Du Corps Féminin, 1536). Позднее Сэв сочинил ещё три блазона: «Чело» (Front), «Перси» (Gorge) и «Воздыхание» (Soupir).

Поэма «Делия»

Работа над пространной поэмой «Делия, предмет высочайшей добродетели» (Délie object de plus haute vertu) началась в 1536 году; первое издание вышло в 1544 у лионского издателя Антуана Константена; второе издание было опубликовано двадцать лет спустя в Париже, после чего поэма оказалась надолго забыта (до второй половины XIX века).

Поэма навеяна любовью к Пернетте Дюгийе, однако, по словам А.Д. Михайлова, «следы реальной любовной связи отыскиваются в 449 десятистишиях (дизенах) с трудом» . В отличие от «Книги песен» Петрарки кончина дамы не открывает собой вторую часть книги; завершает же её смерть самого возлюбленного.

В поэме скрестились самые разнообразные поэтические влияния — от провансальских трубадуров (Арнаут Даниэль, Жофре Рюдель) до школы великих риториков XV века. Но в первую очередь «Делия» представляет собой оригинальный синтез поэтической традиции Петрарки (книгу Сэва обычно считают первым структурным аналогом «Канцоньере» во Франции) и ренессансной эмблематологической традиции — которая после выхода в свет нескольких французских изданий книги Альчиати (первое из них датируется 1536 годом) уже утвердилась в Париже, но в Лионе не была развита; моду на соответствующие издания в этом регионе во многом ввёл именно Сэв. В первое издание «Делии» было включено 50 гравированных эмблем, причём каждые девять стихотворений прерывались виньеткой с мотто; текст мотто, более или менее скорректированный в соответствии с поэтическим размером, фигурировал в последней строке следующего дизена). Эта чрезвычайно изощрённая и вместе с тем строгая архитектоника была поставлена на службу намеренно затруднённой философско-эстетической рефлексии, что несомненно связывает поэму с маньеризмом. В эмблемах «Делии» использованы различные мифологические образы (Феникс, Орфей, Нарцисс, дама с единорогом).

Интерпретации названия

Уже в XVI веке имя «Делия» (ref-fr Délie) пытались интерпретировать как анаграмму «Идеи» (ref-fr L'Idée); это отвечает духу неоплатонической составляющей философии Сева, хотя неплатонизм его имеет свои особенности — Делия в поэме представлена как воплощение совершенства мира, а не как отражение Божественной красоты и предмет спиритуальной аскезы (как следовало бы в соответствии с идеями Марсилио Фичино). Другая возможная интерпретация носит мифологический характер: Делия — уроженка острова Делос Артемида, сестра Аполлона,; она излучает хладный свет, наполняющий возлюбленного субстанцией — возможно, тлетворной; непорочность сочетается в ней с жестокосердием Дианы-охотницы. Она наделена таинственной космической властью; богиня луны, она отличается непостоянством и изменчивостью.

Как указывал Г.К. Косиков,

«в целом концепция Сева в поэме выглядит следующим образом: среди совершенных созданий бога совершеннейшим является Делия; ее обожание есть обожание олицетворенной Добродетели, и путь героя предстает как поиск Идеала, проходящий три последовательных ступени: Красота — Благодать — Добродетель; причем поиск этот не лишен мучительности и драматизма, так как требует преодоления и сублимации чувственной страсти»

Эклога «Ивняк»

В пространной аллегорической поэме «Ивняк, эклога об уединенной жизни» (La Saulsaye, Eglogue de la vie solitaire, 1547) Сэв следует традиции буколической поэзии античности (Гораций, Вергилий) и Возрождения (Якопо Саннадзаро). При этом место действия эклоги вполне реально и локализуется в окрестностях Лиона. «Ивняк» интересен особым переживанием природы, которая «оказывается последним и единственным оплотом человека, обороняющего своё душевное достоинство», а также музыкальностью поэтического строя, использованием почти импрессионистических средств выразительности.

Поэма «Микрокосм»

«Ивняк» завершается темой грехопадения Адама и изгнания из Рая; Адам и Ева вновь возникают на страницах последнего сочинения Сэва, религиозно-философской поэмы энциклопедического содержания «Микрокосм» (Le Microcosme). Она вышла в свет посмертно в 1562; есть основания утверждать, что работа над поэмой была завершена в 1559 . Поэма состоит из трёх книг по тысяче стихов в каждой и заключительного терцета (всего, таким образом, 3003 стиха; как и в «Делии», Сэв здесь отдает дань эзотерической нумерологии). В «Микрокосме» воспеваются деяния рода человеческого от Адама до XVI века. В поэме, вбирающей в себя самые разные влияния — от «Государства» Платона и «Сна Сципиона» Макробия до Николая Кузанского и «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского — звучит характерный для ренессансного гуманизма мотив достоинства человека (dignitas hominis). В тексте встречаются насыщенные современной Сэву научной лексикой рассуждения. «Подчас "Микрокосм" превращается в суховатую версифицированную энциклопедию, где спрессованность материала приводит к причудливому нагромождению технических терминов» . Вопрос о влиянии на «Микрокосм» идей гностицизма остаётся открытым.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить