ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Шарль де Бросс


ИмяШарль де Бросс
Оригинал имениCharles de Brosses
Дата рождения07.12.1709
Дата смерти07.05.1777
Место рожденияДижон
Род деятельностиписатель, историк, религиовед

Шарль де Бросс (Charles de Brosses; 7 февраля 1709, Дижон — 7 мая 1777, Дижон) — французский историк XVIII века.

Биография

Изучал право и историю, в 1739 году совершил путешествие в Италию. Автор сочинений «Письма о состоянии города Геркуланума», «История плаваний в южные земли», «О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии», «Трактат о механическом образовании языков». Умер Шарль де Бросс в 1777 году, занимая до самой смерти пост президента бургундского парламента. Конец жизни де Бросса был отравлен ссорой с Вольтером, начавшейся из-за ничтожного повода, в которой обе стороны участвовали с ожесточением и которая помешала де Броссу попасть в члены Французской академии.

Научные взгляды

Шарль де Бросс является одним из основоположников теории фетишизма в изучении религии. В работе «О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии» исследователь указывал на значительное распространение у древних народов и ряда современных племен культа поклонения животным или неодушевленным существам: «Истоки этого культа идут от того времени, когда люди были совершенными дикарями, погрязшими в невежестве и варварстве. За исключением избранного народа, все народы были в таком состоянии». Исходя из этого тезиса, ученый предлагает классифицировать религии по двум типам культов фетишей: «Известно, что среди наиболее древних народов мира одни, совершенно дикие и грубые, погрязли во власти суеверной тупости и чтут эти странные земные божества, в то время как другие, менее безрассудные, почитают солнце и звезды». Приведенная цитата наглядно свидетельствует о недостаточной разработанности на тот момент методологического и терминологического аппарата религиоведения. Показательно, что исследователь чрезвычайно широко трактует понятие фетишизма, включая в него тотемизм, зоолатрию, дриадные, солярные, лунарные культы и т. д.

Де Бросс выдвигает важный тезис об историческом характере «религии фетишизма». Являясь одной из древнейших форм развития религии в целом, фетишизм становился в дальнейшем ее неотъемлемой частью. Рудименты фетишистских воззрений, по мнению историка, могут быть обнаружены при изучении мифологии соответствующей религиозной традиции и иного культурного материала.

Вкладом Де Бросса в развитие религиоведения и других гуманитарных наук является дальнейшая разработка и углубление исторического и компаративистского (сравнительного) методов исследования. Согласно историческому подходу, религия рассматривается как изменяющийся (в отдельных аспектах) во времени феномен, обладающий определенными закономерностями развития, объединяющими его с другими религиозными традициями. Сравнительный подход позволил Де Броссу выявить общие черты в распространении фетишистских воззрений у древних и современных народов и обнаружить специфические этнокультурные отличия.

Критика

Особенности исторической атмосферы XVIII века и представлений о развитии научной мысли привели к определенной ограниченности взглядов Де Бросса, который исключил, например, стадию фетишизма из развития иудаизма и христианства. На сегодняшний день работы Шарля Де Бросса имеют в основном историографическое значение.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить