ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Шкурупий, Гео Данилович


25 ноября 1937 года «особая тройка» пересмотрела дело Шкурупия и приговорила его к смертной казни. Расстрелян 8 декабря 1937 года в Ленинграде.

Творчество

В 1920 году Гео Шкурупий дебютировал в литературно-искусствоведческом альманахе «Гроно» прозаическими произведениями «Мы» («Ми») и «Во время великих страданий» («В час великих страждань»), а на следующий 1921 год напечатал в альманахе «Вихрь революции» («Вир революції») подборку стихов. Увлечённый авангардным искусством, писатель выступает с теоретическими статьями о футуризме, принимает участие в литературных дискуссиях. Принадлежал к литературным организациям и группировкам «Комкосмос» (Киев, 1921), «Ассоциация панфутуристов» («Асоціація панфутуристів») (Аспанфут; Киев, 1921—1924), «Ассоциация коммунистической культуры» («Асоціація комуністичної культури») (АсКК, Комункульт; Киев/Харьков, 1924—1925), ВАПЛІТЕ (Харьков, 1926—1927), «Новое поколение» («Нова генерація») (Харьков, 1927—1931).

Сочинения Шкурупия печатались в журналах, газетах, альманахах: «Вихрь революции» («Вир революції»), «Пути искусства» («Шляхи мистецтва»), «Глобус», «Гроно», «Семафор в будущее» («Семафор у майбутнє»), «Жизнь и революция» («Життя й революція»), «Новое поколение» («Нова генерація»), «Красный путь» («Червоний шлях»), «Литературная газета» («Літературна газета») и др.

Первые сборники его стихотворений — «Психетозы. Витрина третья» (1922) и «Барабан. Витрина вторая» (1923), написаны в стилистике футуристической поэтики. В них преобладает общественно-политическая тематика, которая в период революционной романтики позитивно воспринималось читателями. Однако увлечение футуризмом прошло у Шкурупия довольно быстро. Уже в 1924 году он высказывается за объединение своей организации с «Гартом», поддерживает группы М.Ялового и О.Слисаренко, которые отошли от группировки М.Семенко.

В 1925 году выходит его сборник «Жарини слів», который засвидетельствовал, что «футуристическая бравада всё больше превращается в неоромантизмом — с его странной смесью лирики, сарказма и отблеском трагического». В том же году Г. Шкурупий дебютирует в качестве прозаика. Его книгу остросюжетных рассказов «Победитель дракона» О. Билецкий назвал интересным явлением в нашей беллетристике: «сборник разнообразный, талантливый», хотя чрезмерно залитературенный. Другие сборники его рассказов: «Приключения машиниста Хорна» (1925), «Монгольские рассказы» (1930). Сборники стихов: «Море» (1927), «Для друзей-поэтов — сучасників вічності» (1929), поэма «Зима 1930 года» (1934); романы: «Двери в день» (1929), «Жанна-Батальйонерка» (1930), «Мисс Адриена» (1934).

В 1930 году Г. Шкурупий возглавляет киевский филиал «Нового Поколения» и становится редактором её печатного органа — «Авангарда-альманаха пролетарских писателей Н. Г.» («Авангарду-альманаху пролетарських митців Н. Г.») (вышло два номера). На страницах этого журнала впервые были напечатаны киносценарий А.Довженко «Земля», репортаж О. Влизька «Поезда едут на Берлин» («Поїзди їдуть на Берлін»), стихи И.Маловичка, П.Мельника, Ю.Палийчука, статьи К.Малевича, М.Умакова и др..

Участник сборника «Встреча на перекрёстной станции. Разговор трёх. Михаил Семенко, Гео Шкурупий, Николай Бажан» («Зустріч на перехресній станції. Розмова трьох. Михайль Семенко, Гео Шкурупій, Микола Бажан») (Киев, 1927), составитель (вместе с Николаем Бажаном) и автор предисловия к «Ленинскому декламатору» («Ленінський декламатор») (Киев, 1925).

Издания

  • Пcихотези. Витрина третья (Психотези. Вітрина третя. )— Киев, 1922.
  • Барабан. Витрина вторая (Барабан. Вітрина друга. )— Киев, 1923.
  • (Жарини слів (Вибрані поезії). )— Харьков, 1925.
  • Победитель дракона (Переможець дракона. )— Харьков, 1925; 2-е изд.: Харьков-Киев, 1929.
  • Приключения машиниста Хорна (Пригоди машиніста Хорна. )— Харьков, 1925.
  • Штаб смерти. — Киев, 1926.
  • Январское восстание. Победитель дракона (Січневе повстання. Переможець дракона. )— Киев, 1928.
  • Для друзей-поэтов, современников вечности (Для друзів-поетів, сучасників вічности. )— Харьков, 1929.
  • Двери в день (Двері в день. )— Харьков, 1929; 2-е изд.: Харьков-Киев, 1931; рус. пер.: Двери в день. Москва-Ленинград, 1930.
  • Патетическая ночь. «Нарком» (Патетична ніч. «Нарком». )— Харьков, 1929; рус. пер. «Нарком» — Харков, 1930.
  • Страшное мгновение (Страшна мить. )— Харьков, 1929; 2-е изд. — Харьков-Одесса, 1930.
  • Разрушенный плен. Луна с ружьём (Зруйнований полон. Місяць з рушницею. )— Харьков-Одесса, 1930.
  • Жанна-батальйонерка. — Харьков-Киев, 1930.
  • Божественная комедия (Памфлеты) (Божественна комедія (Памфлети). )— Харьков-Киев, 1931.
  • Новеллы нашего времени. Проза. Т. I. (Новелі нашого часу. Проза. Т. І. )— Харьков-Киев, 1931.
  • Монгольские рассказы (Монгольські оповідання. )— Харьков, 1932.
  • Зима 1930 года. Фрагментарные рисунки, выполненные стихами и прозой (Зима 1930 року. Фрагментарні малюнки, виконані віршами та прозою. )— Харьков-Киев, 1933.
  • Мисс Адриена (Міс Адрієна. )— Харьков, 1934.
  • Двери в день. Избранное (Двері в день: Вибране. )— Киев, 1968.

Кинематографическая деятельность

Работал редактором на киностудиях Одессы и Киева (ленты: «Тьма» («Темрява»), 1927; «Приключения Полтинника» («Пригоди Полтинника»), 1928; «Донос» («Наговір»), 1928, также автор текстов).

По сценариям Г. Шкурупия поставлены фильмы: «Синий пакет» (1926, в соавт.) и «Спартак» (1926, в соавт.).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить