ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Шрёдер, Фридрих Людвиг


ИмяФридрих Людвиг Шрёдер
Оригинал имениFriedrich Ludwig Schröder
Дата рождения3.11.1744
Место рожденияШверин
Дата смерти3.9.1816
Место смертив Шлезвиг-Гольштейне
Род деятельностидраматург
Язык произведенийнемецкий
Дебют«Кузен в Лиссабоне» (1784)

Фридрих Людвиг Шрёдер (3 ноября 1744 Шверин — 3 сентября 1816 Реллинген вблизи Пиннеберга) — немецкий актёр, театральный директор и драматург. Как реформатор масонства известен созданием «Системы Шрёдера», которой до сих пор пользуются некоторые масонские ложи в Германии, например старейшая ложа «Абсалом к трём крапивам».

Происхождение и юность

Его мать — София Шарлотта Шрёдер (урождённая Бирайхель и вдова органиста Шрёдера) вышла в 1749 году в Москве замуж за актёра Конрада Эрнста Акерманна. С ней пришлось ему проехать затем в Курляндию, Пруссию и Польшу, где он неоднократно выступал в детских ролях в спектаклях.

В 1756 году родители всё же оставляют его в «колледже Фридриха» в Кёнигсберге, во время учёбы в котором он проживает у сапожника, а затем у канатоходца.

В 1759 году он возвращается к родителям, в Швейцарию, где и получает образование, как актёр и танцор. Проехав потом через Швейцарию и земли Рейна (Рейнланд), в 1764 году он вступает в «Акермановское общество» в Гамбурге, где в начале проявил себя как замечательный балетмейстер и комик, затем сменив амплуа на трагические роли, где и был признан, как один из лучших мастеров.

Актёр и театральный директор

Шрёдер знакомится с просветителем Готхольдом Эфраимом Лессингом, когда тот в 1767 году посещает Гамбург и работает в Гамбургском национальном театре драматургом и критиком. Из-за экономических причин театр был вынужден закрыться в 1769 году. После смерти Акермана в 1771 году Шрёдер с матерью берут на себя руководство Гамбургской сценой. После постановки комедии «Коварный» он делает себе имя, как драматург. Вскоре следует целый ряд постановок, параллельно Шрёдер активно занимается улучшением и модернизацией немецких театров.

Особенно известным его делает постановка трагедий Шекспира в переводе Кристофа Мартина Виланда. В 1780 году Шрёдер отправляется в поездку по Германии, затем едет в Париж и в 1781 году в Вену, где возглавляет Венский дворцовый театр. Однако вскоре вновь возвращается в Гамбург, где и возглавляет театр до 1798 года. Приобретает в этом же году поместье Реллинген, переезжает туда, где посвящает себя литературной деятельности.

В 1811 году он принимает вновь на себя руководство сценой. В последующие годы прославился, как исполнитель ролей короля Лира, Филиппа Второго го в шиллеровском «Дон Карлосе».

Реформатор масонства

В 1774 году, по предложению Йоханна Кристофа Бодеса, без баллотировки был принят в гамбургскую ложу «Эммануель к майскому цвету», в которой в 1775 году получил степень мастера каменщика. В 1787 году становится Мастером стула в той же ложе.

В 1792-93 году он становится членом ложи «Единство и толерантность». В 1795 году по его инициативе открывается вольнокаменщический госпиталь в Гамбурге.

С подачи Шрёдера «Великая ложа Гамбурга», в 1811 году, становится независимой самоуправляемой великой ложей. С 1814 года он становится её Великим мастером и возглавляет её до своей смерти в 1816 году. Параллельно к своей работе в мастерской «Эммануель к майскому цвету», он основывает дикую ложу «Элиза к тёплому сердцу», которая была задумана для актёров, и где в основном актёры и работали. Ложа распалась в 1777 году. Шрёдер был сооснователем «Узкого союза» и сотрудником «Союза германских вольных каменщиков», позже и «Союза согласных». В начале 1800 года он становится решительным реформатором масонского ритуала в сотрудничестве с Йоханном Готтфридом Хердером, Иоганном Вольфгангом фон Гёте, Карлом Леонардом Райнхольдом и Кристофом Вильгельмом Хуфеландом.

Во второй половине 18-го века система этаблировалась в т. н. «строгое наблюдение» — систему иерархическую, опирающуюся на английскую систему высших градусов.

К началу 1780-х годов возникает движение по возвращению к старому ритуалу трёх градусов (ученик-подмастерье-мастер), в этом процессе реформ Георг Хайнрих Зивекинг требует ликвидации «иероглифов и символов» и называет их и обычаи — фарсом. Шрёдер отвечает речью «Нравственность и услужливость, как первичная материя дружбы, равно как о наших символах и тайнах» в своей ложе «Эмануэль». В этой речи он высказывает требование роспуска масонства сразу и показывает его значимость для братской цепи. Это приводит к словесным баталиям между ним и Зевекинг, в результате Зевекинг 10 апреля 1790 года оставляет должность Мастера стула гамбургской ложи «Святой Георг к зелёной пихте» и прекращает активную масонскую деятельность.

Так как старые английские тексты оказались утеряны, предпринимается попытка их реконструировать. На этом поприще Шрёдер особенно проявил себя. Он собирает «Материалы о истории масонства с дня его основания в 1723 году» и в 1815 году издаёт их. На основании данной работы он создаёт немецкие ритуалы для трёх первых градусов, которые по сегодняшний день называются ритуалами Шрёдера и используются благодаря своей простой ясности и ритуальной динамике так же как и признание «идеи республиканства». Масонский исследователь Игнац Аврелий Фесслер в Берлине работал над подобными же реформами, и в конце предложил всё же другой путь (ритуал Фесслера).

Шрёдер похоронен на гамбургском кладбище в Ольсдорфе.

Некоторые сочинения

  • «Кузен в Лиссабоне» 1784
  • «Театральные законы» 1787
  • «Материалы о истории масонства с дня его основания в 1723-году» 1815

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить