ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Соловьёв, Евгений Андреевич
викифицироватьстиль
Имя | Евгений Андреевич Соловьёв |
Псевдонимы | Смирнов, Андреевич, Скриба, Мирский |
Дата рождения | 6.08.1863 (19) |
Место рождения | в Санкт-Петербурге, Российская империя |
Дата смерти | 25.08.1905 (8.09) |
Место смерти | Шувалово (исторический район), Российская империя |
Род деятельности | писатель, России |
Годы активности | 1878—1905 гг. |
Дебют | сборник рассказов и очерков "из жизни идейной молодёжи" «В раздумьи» (СПб, 1893), «Книга о Чехове и Горьком» (СПб., 1901) |
Соловьёв, Евгений
Евгений Андреевич Соловьёв (6 августа 1863 (19)-25 августа 1905 (8)) — русский писатель.
Биография
Закончил историко-филологический факультете Санкт-Петербургского университета. Недолго был учителем гимназии. В дальнейшем занимался только литературной деятельностью.
Творчество
- Под псевдонимом Скриба выдвинулся бойкими критическими фельетонами в «Русской Жизни» и «Новостях».
- Принимал деятельное участие в «Биографической Библиотеке» Павленкова, для которой написал ряд биографий; из них обратили на себя особенное внимание посвященные Писареву, Толстому и Герцену (под псевдонимом Смирнов). Павленковым же издан
- сборник рассказов и очерков Соловьёва из жизни идейной молодежи: «В раздумьи» (СПб., 1893).
- В 1898 г. изд. компилятивную книгу «Белинский в его письмах и сочинениях» (СПб.).
- статьи «Семидесятые годы» и
- статьи о Чехове и Горьком. Часть этих статей вошла в состав
- «Книги о Чехове и Горьком» (СПб., 1901) и
- «Очерков из истории, русской литературы XIX века» (СПб., 1903).
- В 1905 г. изданная «Знанием» книга его (под псевдонимом Андреевич): «Опыт философии русской литературы» имела большой успех и в публике, и в критике.
- В том же 1905 году вышла переработанная его монография о Толстом.
Критика
Опасно было бы полагаться только на историко-литературные и критические работы Соловьёва, полные неточностей и ошибок; но они с большой пользой могут служить для вторичного ознакомления с предметом. Язык и литературная манера Соловьёва крайне неровны. Можно было бы назвать его писателем блестящим, если бы не размашистость, иногда переходящая в вульгарность. По общему складу своего историко-литературного метода Соловьёва — исключительно критик-публицист. Анализом чисто литературных свойств таланта отдельных писателей он вовсе не занимается. Публицистическая окраска особенно окрепла в его произведениях в конце 90-х гг., когда марксизм дал ему определенную нить. В «Очерках» он не сомневается в том, что «всякая идея, всякий новый художественный образ, как стрелки на часах, отмечают лишь переворот и перераспределение сил внутри общественного организма; без переворота в обществе не бывает и переворота в литературе». Весь ход русской литературы XIX века представляется Соловьёвым как проявление борьбы классов и сословий и сводится к смене «дворянского» прекраснодушия озлоблением «разночинца» и предчувствием грядущей победы у представителей лозунгов пролетариата. В это прокрустово ложе марксистской схемы Соловьёв вгоняет все разнообразие отдельных писательских темпераментов и художественных сил. Позже, в «Опыте философии русской литературы», Соловьёв определяет «господствующую идею нашей литературы как аболиционистскую, освободительную». Для него «литература — борьба за освобождение личности и личного начала прежде всего». Таким образом «борьба классов» как будто забыта; вполне правильно признается «подвижничество за народ» всей русской интеллигенции, без различия «классов». По-прежнему, однако, проводится мысль, что «личность писателя, во всей пестроте и капризности ее обстановки и проявлений, все решительнее должна уйти из области истории литературы… Величайшей ошибкой было бы признавать, что мыслит отдельный человек: мыслят общественные группы, общественные классы. С отдельными именами связаны только наиболее удачные формулы». История литературы должна освободиться от «культа полубогов и героев, царей и царьков литературного мира».
В августе 1905 г. он скоропостижно умер. Смерть его вызвала всеобщее сожаление.