ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Стампа, Гаспара


Она впала в состояние физической прострации и депрессии, но итогом этого периода стал ряд красивых, умных и страстных стихов, в которых она, наконец, берёт верх над Коллальто — хотя бы для себя. Поэзия, проникнутая мучительной душевной болью, помогла Гаспаре выжить и привела её к славе. Тем не менее, при жизни было опубликовано только три её стихотворения (№ LI, LXX и LXXV, в антологии современной поэзии Il sesto libro delle rime di diversi eccellenti autori, 1553). Особой славой как поэтесса она не пользовалась, хотя, по-видимому, некоторые из её стихов распространялись среди друзей, а к печати, возможно, готовилась книга Откуда в словаре Брокгауза и Эфрона по её адресу взялся эпитет «Сафо своего времени», не ясно. Современниками она превозносилась в основном за свои музыкальные таланты.

После графа Коллальто у Гаспары был ещё один любовник, которому она посвятила несколько своих сонетов, свидетельствующих о новой надежде на счастье в её сердце. Но Гаспаре не удалось восстановить своё душевное равновесие и здоровье, продолжая страдать, она умерла в 31 год. По одним источникам Гаспара покончила жизнь самоубийством; по другим источникам она умерла от внезапной болезни. Также известны версии о том, что будто бы её отравил граф Коллальто, или же она умерла от горя, услышав, что он женился. Последняя версия успешно опровергнута, так как он сочетался браком за три года до смерти своей бывшей любовницы, предпоследняя кажется немотивированной и неправдоподобной.

Была ли Стампа куртизанкой?

Встречаются и следующие биографические данные: «Становится высокосветской куртизанкой, вращается в изысканном обществе знатных людей, художников, которое ценит её за редкую красоту и способность „очаровывать“ окружающих. Её краткая жизнь свободной раскованной женщины проходит чередой мимолетных и страстных романов, из которой выделяются драматические отношения с графом Коллатино ди Коллальто».

Но всё же возможно, что сведения о том, что она была куртизанкой, являются ошибочными. Критики часто обсуждают этот вопрос. Предположение о том, что она была куртизанкой, впервые озвучил Абделькадер Сальза в своей статье Madonna Gasparina Stampa secondo nuove indagini в 1913 году, и это предположение повлекло за собой обильную полемику.

В отличие от двух других венецианок, куртизанок-поэтесс Вероники Франко и Туллии д’Арагон, о занятиях которых сохранилось множество свидетельств современников и официальных документов (например, налоговых деклараций с указанием занятия), подобных источников о Гаспаре Стампе нет.

Абделькадер Сальза опирается на письмо монахини Анжелы Паоло, с которой Гаспара находилась в переписке, когда умер её брат. В нём монахиня, хотя и призывает Гаспару к жизни в монастыре, тем не менее, несмотря на ощущения Сальзы, не говорит ничего, что могло бы свидетельствовать о том, что её адресат занимается проституцией. Также он цитирует некую анонимную эпиграмму, где Гаспару называют шлюхой. Его выводы в настоящий момент считаются несколько натянутыми. Современные исследователи по большей части склоняются к мысли, что, вращаясь в интеллектуальном кружке ренессансных гуманистов и дискутируя с ними на равных, Гаспара действительно имела среди них любовников, но профессиональной куртизанкой, взимающей со своих посетителей плату, она не являлась, а была, скорее всего, тем, кого называют virtuosa — то есть профессиональной певицей .

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить