ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Суров, Анатолий Алексеевич


ИмяСуров Анатолий Алексеевич
Дата рождения23.4.1910 (10)
Место рожденияПавлодар, Семипалатинская область, Российская империя
Дата смерти12.11.1987
Место смертиМосква, СССР
Род деятельностиРоссии
Направлениесоциалистический реализм
Жанрдраматургия
Язык произведенийрусский
Премии1949 1951

Анатолий Алексеевич Су́ров (10, Павлодар, — 12 ноября 1987, Москва) — русский советский драматург, театральный критик. Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1949, 1951). Член ВКП(б) с 1939 года.

Биография

Анатолий Суров родился в Павлодаре (ныне Казахстан). В 1929 году окончил среднюю школу. В 1929—1932 годах работал преподавателем обществоведения в средней школе, заведовал районным отделом народного образования. В 1933—1947 годах был на комсомольской работе в Семипалатинске, а затем в политотделе ВСЖД, корреспондентом газеты «Гудок», редактором газеты «Сталинская смена» и ответственным секретарём «Казахской правды», членом редколлегии и ответственным секретарём редакции газеты «Комсомольская правда», редактором журнала «Комсомольский работник», ответственным секретарём журнала «Смена» и заместителем главного редактора журнала «Искусство».

Литературной деятельностью занимался с 1936 года. Опубликовал в периодической печати несколько статей и написал ряд пьес, которые в послевоенные годы были поставлены на сценах ведущих театров СССР. Некоторые постановки были удостоены Сталинских премий.

В конце 1948 года на всесоюзной творческой конференции некоторые докладчики, в частности театральный критик А. М. Борщаговский, неодобрительно отозвались о сочинениях ряда советских драматургов, в том числе Сурова. «Их выступления против монополизма в искусстве, — пишет А. В. Фатеев, — выражали те тенденции в их кругах, которые требовали определённой свободы, конкуренции с другими группами писателей, а также неприятие „квасного патриотизма“ бездарных писателей типа А. А. Сурова, дискредитирующих, пo мнению докладчиков, псевдотворчеством советскую драматургию». В частности, критике подвергались пьесы Сурова «Далеко от Сталинграда», «Большая судьба» и «Зелёная улица». Критика первых двух пьес инкриминировалась А. М. Борщаговскому и Ю. Юзовскому в печально знаменитой статье «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», опубликованной в «Правде» в январе 1949 года в ходе так называемой «борьбе с космополитизмом». Суров, как и многие другие литераторы, принял активное участие в этой кампании, в частности в выявлении «безродных космополитов» среди театральных критиков. А. В. Фатеев объясняет это тем, что в дотелевизионную эпоху именно критики формировали вкусы публики, они в известной степени воздействовали и на репертуар театров, что, в свою очередь, сказывалось на гонорарах драматургов. В ГИТИС, где преподавали многие обвинённые в «космополитизме» искусствоведы и филологи, по воспоминаниям М. Строевой, почти каждый день из Союза писателей снаряжалась «специальная бригада „бойцов“ в составе А. Сурова, В. Залесского и Б. Ромашова, чтобы производить расчистку студенческих умов от „вредоносного“ влияния бывшей профессуры». «При этом Суров, — пишет М. Строева, — с похмелья тяжело взбираясь на сцену в большом зале, хрипло выкрикивал угрюмо молчавшей студенческой толпе: „Я с омерзением ложу руки на эту кафедру, с которой вам читали лекции презренные космополиты!“».

Позже Суров вместе с редактором газеты «Советское искусство» В. Г. Вдовиченко пытался обвинить в «космополитизме» также К. М. Симонова и Б. Л. Горбатова, и хотя доносам не был дан ход, Симонову на московском собрании драматургов и критиков пришлось специально заверить руководство партии в своей преданности. В связи с пьяной дракой Сурова и М. С. Бубеннова, также борца с «космополитизмом», появилась приписываемая Э. Г. Казакевичу и А. Т. Твардовскому эпиграмма в форме сонета, которая заканчивалась словами: «Но, сле­дуя те­о­ри­ям при­выч­ным, / Лишь как кон­фликт хо­ро­ше­го с от­лич­ным / Рас­це­ни­ва­ет это парт­бю­ро»

По некоторым данным, занимался плагиатом и присвоением чужого литературного творчества. В частности, Юрий Нагибин утверждал, что Суров, «будучи заведующим отделом рабочей молодёжи в газете „Комсомольская правда“, присвоил пьесу своего подчинённого А. Шейнина „Далеко от Сталинграда“». После смерти его высокого покровителя, Сталина, пьесы Сурова в театрах не ставились; он даже не был включён в Краткую литературную энциклопедию.

В 1954 году исключался из СП СССР (восстановлен в 1982 году).2012

Суров умер 12 ноября 1987 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Творчество

  • «Учительница»
  • «Далеко от Сталинграда» (1946)
  • «Зелёная улица» (1947)
  • «Обида» («Большая судьба») (1948)
  • «Земляк президента» («Бесноватый галантерейщик») (1949)
  • «Рассвет над Москвой» (1950)

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1949) — за пьесу «Зелёная улица» (1947)
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за пьесу «Рассвет над Москвой» (1950)
  • медали

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить