ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Ткачёв, Пётр Никитич


Воззрения П. Н. Ткачёва

Воззрения Ткачёва сложились под влиянием демократической и социалистической идеологии 50—60-х годов XIX века. Ткачёв отвергал идею «самобытности» русского общественного строя и утверждал, что пореформенное развитие страны совершается в сторону капитализма. Считал, что предотвратить победу капитализма можно лишь заменив буржуазно-экономический принцип социалистическим. Как и все народники, Ткачёв связывал надежду на социалистическое будущее России с крестьянством, коммунистическим «по инстинкту, по традиции», проникнутым «принципами общинного владения». Но, в отличие от других народников, Ткачёв полагал, что крестьянство в силу своей пассивности и темноты неспособно самостоятельно совершить социальную революцию, а община может стать «ячейкой социализма» лишь после того, как будет уничтожен существующий государственный и социальный строй. В противовес господствовавшему в революционном движении аполитизму Ткачёв развивал идею политической революции как первого шага к революции социальной. Вслед за П. Г. Заичневским он считал, что создание тайной централизованной и законспирированной революционной организации является важнейшей гарантией успеха политической революции. Революция, по Ткачёву, сводилась к захвату власти и установлению диктатуры «революционного меньшинства», открывающей путь для «революционно-устроительной деятельности», которая, в отличие от «революционно-разрушительной», осуществляется исключительно убеждением. Проповедь политической борьбы, требование организации революционных сил, признание необходимости революционной диктатуры отличали концепцию Ткачёва от идей М. А. Бакунина и П. Л. Лаврова.

Свои философские воззрения Ткачёв называл «реализмом», понимая под этим «… строго реальное, разумно научное, а потому самому и в высшей степени человеческое миросозерцание» (Избранные сочинения на социально-политические темы. Т. 4. — М., 1933. — С. 27). Выступая противником идеализма, Ткачёв отождествлял его в гносеологическом плане с «метафизикой», а в социальном — с идеологической апологией существующего строя. Ценность любой теории Ткачёв ставил в зависимость от её отношения к общественным вопросам. Под влиянием работ Н. Г. Чернышевского и отчасти К. Маркса Ткачёв усвоил отдельные элементы материалистического понимания истории, признавал «экономический фактор» важнейшим рычагом социального развития и рассматривал исторический процесс с точки зрения борьбы экономических интересов отдельных классов. Руководствуясь этим принципом, Ткачёв выступал с критикой субъективного метода в социологии П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского, их теорий социального прогресса. Однако в вопросе о роли личности в истории Ткачёв склонялся к субъективизму. Качественная особенность исторической действительности состоит, по Ткачёву, в том, что она не существует вне и помимо деятельности людей. Личность выступает в истории как активная творческая сила и поскольку пределы возможного в истории подвижны, то личности, «активное меньшинство», могут и должны вносить «… в процесс развития общественной жизни много такого, что не только не обусловливается, но подчас даже решительно противоречит как предшествующим историческим предпосылкам, так и данным условиям общественности…» (Избранные сочинения на социально-политические темы. Т. 3. — М., 1933. — С. 193). Руководствуясь этим положением, Ткачёв создал собственную схему исторического процесса, согласно которой источником прогресса является воля «активного меньшинства». Эта концепция стала философским обоснованием теории революции Ткачёва.

В области литературной критики Ткачёв выступал последователем Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова и Д. И. Писарева. Продолжая разработку теории «реальной критики», Ткачёв требовал от художественного произведения высокой идейности и общественной значимости. Эстетические достоинства художественного произведения Ткачёв зачастую игнорировал, ошибочно оценил ряд современных литературных произведений, обвинял И. С. Тургенева в искажении картины народной жизни, отвергал сатиру М. Е. Салтыкова-Щедрина, называл Л. Н. Толстого «салонным писателем».

Революционеры-народники конца 1860 — начала 1870-х годов, отрицавшие политическую революцию во имя социальной, отвергали доктрину Ткачёва. Лишь в конце 1870-х годов логика исторического процесса привела народовольцев к прямому политическому выступлению против самодержавия.

Библиография

Основная статья — Библиография П. Н. Ткачёва

Сочинения

  • Ткачёв П. Н. Сочинения: в 2 т. — М.: Мысль, 1975—76. — 2 т. на сайте Руниверс
  • Ткачёв П. Н. Избранные сочинения: в 6 т. — М., 1932—37. — 6 т.
  • Ткачёв П. Н. Избранные литературно-критические статьи. — М.; Л., 1928.
  • Ткачёв П. Н. Кладези мудрости российских философов / Вступ. статья, составление, подготовка текста и примечания Б. М. Шахматова. — М., Правда, 1990. — (Из истории отечественной философской мысли. Приложение к журналу «Вопросы философии»).

Литература о П. Н. Ткачёве

  • Плеханов Г. В. Наши разногласия // Избранные философские произведения. Т. 1. — М., 1956.
  • Козьмин Б. П. П. Н. Ткачёв и революционное движение 1860-х гг. — М., 1922.
  • Козьмин Б. П. Из истории революционной мысли в России. — М., 1961.
  • Козьмин Б. П. Литература и история. — М., 1969.
  • Реуэль А. Л. Русская экономическая мысль 60-70-х гг. XIX в. и марксизм. — М., 1956.
  • Шахматов Б. М. П. Н. Ткачёв. Этюды к творческому портрету. — М.: Мысль, 1981 (1980?).
  • Шахматов Б. М. Русский Гракх — французский «Набат» (Новое о П. Н. Ткачёве) // Факел. 1989. — М., 1989.
  • Шахматов Б. М. Пётр Никитич Ткачёв // Ткачёв, П. Н. Кладези мудрости российских философов / Вступ. статья, составление, подготовка текста и примечания Б. М. Шахматова. — М.: Правда, 1990. — (Из истории отечественной философской мысли. Приложение к журналу «Вопросы философии»).
  • Седов М. Г. Некоторые проблемы истории бланкизма в России. [Революционная доктрина П. Н. Ткачева] // Вопросы истории. — 1971. — № 10.
  • Рудницкая Е. Л. Русский бланкизм. Пётр Ткачёв. — М., 1992.
  • П. Н. Ткачёв // История русской литературы XIX в. Библиографический указатель. — М.; Л., 1962. — С. 675—76.
  • П. Н. Ткачёв // Народничество в работах советских исследователей за 1953—70 гг. Указатель литературы. — М., 1971. — С. 39—41.
  • П. Н. Ткачёв // История русской философии. Указатель литературы, изданной в СССР на русском языке за 1917—1967 гг. Ч. 3. — М., 1975. — С. 732—35.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить