ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Уланд, Людвиг


ИмяЛюдвиг Уланд
Оригинал имениLudwig Uhland
Дата рождения26.4.1787
Место рожденияТюбинген
Дата смерти13.11.1862
Место смертиТюбинген
Род деятельностипоэт
Направлениеромантизм

Людвиг Уланд (Ludwig Uhland; 26 апреля 1787, Тюбинген — 13 ноября 1862, там же) — немецкий поэт, крупнейший представитель так называемой «швабской школы» (Schwäbische Dichterschule) — группы поздних немецких романтиков (Ю. Кернер, Г. Шваб, В. Гауф, Э. Мёрике и др.). Поэт, учёный, юрист и общественный деятель замкнутого и тесного мирка родной Швабии. Член вюртембергского ландтага. Став в 1848 году в ряды демократической оппозиции (в штутгартском парламенте), неизменно исповедовал романтическое народничество и национализм. В своём творчестве Уланд, как и вся «швабская школа» романтиков, выражал консервативный традиционализм мелкого и среднего бюргерства в период европейской реакции.

Как учёный литературовед Уланд, верный романтическим заветам «народности» (Volkstümlichkeit) и стремлению уйти от современности, углублялся в кропотливое изучение старофранцузской и старонемецкой поэзии, оставив ряд исследований о старофранцузском эпосе («Über das altfranzösische Epos»), Вальтере фон дер Фогельвейде (1812), о скандинавской мифологии («Sagenforschungen», 1812—1836), о немецкой поэзии в Средние века, в XII—XIII веках (1830—1831) и других, вошедших в восьмитомные «Uhlands Schriften zur Geschichte der Dichtung und Sage» (1865—1873).

Изучая легендарную героику средневекового эпоса, У. стремился перенести её в свое поэтическое творчество. Он культивировал формы баллады и старинной народной песни, черпая темы и образы из средневековых легенд и поэм (маленький Роланд, побеждающий великана; лорд, разбивший волшебный кубок и с ним счастье Эденгалля; Карл Великий, ведущий корабль, менестрель, проклинающий короля, и т. д.), но подвергал их слащавой идеализации. Поэзия Уланда — последний замирающий отзвук немецкого романтизма — запечатлена всеми чертами типичного эпигонства. Философские концепции романтизма становятся плоскими в мировоззрении Уланда, болезненная острота романтического отношения к действительности смягчается; Уланд тяготел к более примитивному, сдержанному, созерцательному творчеству. Его лирика мягка и задумчива; содержанием её являются впечатления весны и природы («Вечерняя прогулка поэта», «Божий день»), поэзия смирения и религиозного чувства («Часовня»). В своей поэтической практике Уланд воссоздаёт чисто внешние черты романтической экзотики и фантастики, создавая своеобразный каталог предметов, «близких романтизму»: «Монахи, монахини, крестоносцы, рыцари Грааля, вообще все поэтические рыцари и женщины средневековья». Это — канонизация внешней стороны романтизма, омертвение его в узких рамках условных приёмов, замена его мучительной раздвоенности, острой иронии меланхолическим смирением.

К поэзии Уланда обращались Эдвард Григ, Иоганнес Брамс, Ференц Лист, Мендельсон, Франц Шуберт, Роберт Шуман, Камиль Сен-Санс, Рихард Штраус, Макс Регер, А. Н. Верстовский, Н. К. Метнер и другие композиторы. В России Уланда переводили В. Жуковский, Ф. Тютчев, М. Л. Михайлов, А. Фет, П. И. Вейнберг, А.Л.Чижевский и другие.

В России на текст баллады «Три песни» Людвига Уланда (в переводе В. А. Жуковского) написана кантата Льва Конова «Три песни» (1976) для смешанного хора, фортепиано, органа и ударных (литавры и тамбурин). Премьера состоялась в 1976 году в Малом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

Библиография

  • История немецкой литературы. — М., 1966. — Т. 3.
  • Избранные стихотворения в переводе русских поэтов. — Пг., 1902 («Русская классическая библиотека», изд. под ред. А. Н. Чудинова, сер. II, вып. XXIII)
  • Жирмунский В. Последние немецкие романтики, «История западной литературы» (1800—1910), под ред. Ф. Батюшкова, т. III, кн. 10, М. (1916).
  • Thomke Н. Zeitbewusstsein und Geschichtsauffassung im Werke Uhlands. — Bern, 1962.
  • Froeschle H. Ludwig-Uhland und die Romantik. — Köln — Wien, 1973.
  • Uhlands Gedichte, Kritische Ausgabe von E. Schmidt und J. Hartmann, 2 Bde. — Stuttgart, 1898.
  • Uhlands sämtliche Werke, hrsg. v. H. Fischer, 6 Bde. — Stuttgart, 1892.
  • Uhlands Tagebuch, 1810—1820, hrsg. v. J. Hartmann, 2 Aufl. — Stuttgart, 1898.
  • Briefwechsel zwischen J. V. Lassberg und L. Uhland, hrsg. v. F. Pfeiffer. — Wien, 1870.
  • Mayer K. L. Uhland, seine Freunde und Zeitgenossen, 2 Bde. — Stuttgart, 1867 [Uhland E.].
  • Notter F. L. Uhland. — Stuttgart, 1863.
  • Keller A. V. Uhland als Dramatiker. — Stuttgart, 1877.
  • Haag H. L. Uhland, Die Entwicklung des Lyrikers und die Genesis des Gedichtes. — Stuttgart, 1907.
  • Heine H. Die Romantische Schule. — Hamburg, 1836.
  • Heine H. Zeitung für die elegante Welt / Schwabenspiegel. — 1838. — № 236, l/XII.
  • Fischer H. Die Schwäbische Litteratur im 18. u. 19. Jh. — Tübingen, 1911.
  • Walzel O. Deutsche Romantik. — Lpz., 1908.
  • Schneider Н. Uhland. — В., 1920.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить