ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Упит, Андрей
Имя | Андрей Упит |
Оригинал имени | Andrejs Upīts |
Имя при рождении | Андрей Мартынович Упит |
Дата рождения | 4.12.1877 (22.11) |
Место рождения | Ремерсхоф,в Лифляндской губернии, Российская империя ныне в Скриверском крае Латвия |
Дата смерти | 17.11.1970 |
Место смерти | Рига, Латвийская ССР, СССР |
Род деятельности | XX века, Латвии, XX века, XX века |
Язык произведений | латышский |
Направление | социалистический реализм |
Жанр | роман, новелла |
Годы активности | 1899—1970 |
Премии | 1946 |
Андре́й Марты́нович У́пит (Andrejs Upīts; (1877—1970) — известный латышский советский писатель-романист, поэт, драматург, сатирик и критик, государственный деятель. народный писатель Латвийской ССР. Герой Социалистического Труда (1967). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Член РСДРП(б) с 1917 года.
Его именем названа улица в городе Кирове. В СССР имя было присвоено Государственному академическому театру драмы Латвийской ССР.
Биография
А. М. Упит родился ноябряа в посёлке Скривери (ныне Айзкраукльского района Латвии). Во время Первой мировой войны Упит скитался по России и жил на Кавказе, работая табельщиком и конторщиком. В 1917 году Упит был выбран в рижский совет рабочих депутатов и рижскую думу по списку социал-демократической партии. Во время оккупации Упит подвергся аресту и содержался в рижской тюрьме. В 1919 году при советской власти Упит был заведующим отделом искусства в Наркомпросе Латвии. Вместе с отступающей Красной армией Упит переехал в Советский Союз, жил в Режице, потом в Москве. Когда же затем в 1920 году Упит возвратился обратно в Латвию, то он снова был арестован и посажен в рижскую центральную тюрьму. Только Учредительное собрание освободило его.
Творческая деятельность писателя началась в 1899 году. Упит являлся одним из крупнейших представителей реалистического направления в латышской литературе его времени. Писатель большого общественного значения и социальной насыщенности, Упит в своих романах, новеллах, рассказах и драмах беспощадно раскрывал эксплуататорскую сущность буржуазии, а также её ограниченность и пошлость. На протяжении всей своей литературной и общественной деятельности Упит был всегда тесно связан с революционной демократией латышского народа; его симпатии всегда на стороне угнетённых тружеников и обездоленных.
В начале XX века Упит начал работать над большой трилогией романов «Робежники» — наиболее значительным своим произведением. В этой своей трилогии Упит задался целью показать, как под влиянием капиталистического развития и социалистического движения расслаивается патриархальная крестьянская семья. Уже в первой части трилогии — «Новые источники» („Jauni avoti“) — Упит показал себя художником, совершенно зрелым, больших творческих возможностей. Вторая часть — „Zīda tīklā“ («В шелковой сети») — даёт широкую картину расслоения латышского общества и борьбы мелкобуржуазно-интеллигентских и пролетарских тенденций. Третья часть — „Ziemeļu vējš“ (Северный ветер), относящаяся к периоду после революции 1905 года, показывает спад революционного движения и борьбу с реакцией после 1905 года. Последующий цикл романов: «Возвращение Яна Робежника» (1932), «Смерть Яна Робежника» (1933), «Мартин Робежник» и «Новый фронт», написанный после значительного промежутка времени, является непосредственным продолжением трилогии. Совместно с романом «Старые тени», который самим автором назван как вводный роман к циклу, весь цикл состоит из 8 романов и остаётся непревзойдённым в латышской литературе. Он создан большим художником-реалистом, художником-мыслителем, тонко понимающим как отображаемые им общественные процессы, так и психологию создаваемых им героев. Уже своей трилогией Упит стал в первых рядах латышской литературы как писатель реалист-общественник.
На протяжении 40-летней творческой деятельности Упит написал ряд значительных романов, из которых „Pērkonu pievārtē“ («Под громами») и „Zem dzelžaina papēža“ («Под железной пятой») имеют особое значение; они посвящены эпохе после империалистической войны; здесь получили своё отображение беженство, разорение латышского крестьянства во время империалистической войны и германской оккупации в Латвии. Упитом также написано много пьес. Одна из лучших — «Мирабо». Большинство его романов переиздано в Советском Союзе. Также ряд романов («Северный ветер», «Под громами» и др.) и пьеса «Мирабо» переведены на русский язык. Особое место занимает серия сатирических рассказов, посвящённых современной буржуазной Латвии, где писатель очень тонко и очень остро высмеивает правящую верхушку господствующего класса. Упит принадлежит также ряд критических статей и двухтомник «История латышской литературы», в которой многие явления латышской литературы Упит пытался осмыслить с позиций марксизма. Дилогия «Земля зелёная» (1945) о жизни латышской деревни во 2-ой половине XIX века и «Просвет в тучах» (1951) о первых шагах рабочего движения.
Упит переводил произведения А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, М. Горького, А. Н. Толстого, У. Шекспира, Г. Гейне, Б. Шоу, Г. Флобера, Г. Манна и других.
Общественная деятельность Упита в советское время была интенсивной и разносторонней: заместитель председателя (1940—1951) и член (с 1951) Президиума ВС Латвийской ССР; председатель правления СП Латвии (1941—1954).
А. М. Упит умер 17 ноября 1970 года в Риге.
Награды и премии
- Сталинская премия второй степени (1946) — за роман «Земля зелёная» (1945)
- Государственная премия Латвийской ССР (1957).
- пять орденов Ленина
- четыре ордена Трудового Красного Знамени (23.4.1943; 17.12.1947; 1952; 1956)
- медали
- Герой Социалистического Труда (1967)
- народный писатель Латвийской ССР (1943)
Экранизации и фильмы по мотивам произведений
- 1956 — Причины и следствия (режиссёры Варис Круминьш и Марис Рудзитис, по одноимённому роману).
- 1969 — У богатой госпожи (режиссёр Леонид Лейманис, по роману «Улыбающийся лист»).
- 1981 — На грани веков (режиссёр Гунар Пиесис, по мотивам романов «Под господской плетью» и «Первая ночь»).
- 1987 — Если мы всё это перенесём (режиссёр Роланд Калныньш, по мотивам трилогии «Робежниеки»).