ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Жевахов, Николай Давидович


Дата и место его смерти была некоторое время дискуссионным вопросом, но, по сведениям авторов Православной энциклопедии, было установлено, что последние месяцы жизни он провёл в Закарпатье и умер там в 1946 году.

Общественная и религиозная деятельность

Общественный и религиозный деятель право-консервативного направления. С 1906 года занимался собиранием сведений о жизни святителя Иоасафа Белгородского (Горленко), дальним родственником которого был, и сыграл значительную роль в его прославлении в 1911 году. Итогом его исследований стали три тома «Материалов для биографии Святителя Иоасафа Горленко, епископа Белгородского и Обоянского», которые были изданы в Киеве в 1907—1911 годах. Товарищ председателя Братства святителя Иоасафа.

Один из инициаторов и активных участников предпринятого в 1910—1915 годах Императорским Православным Палестинским Обществом построения храма Св. Николая в Бари (Италия).

Состоял членом Русского собрания.

В обществе имел репутацию ставленника Г. Е. Распутина и реакционера.

В своей книге «Воспоминания» подробно описал «красный террор», объясняя все происходящие в России события с антисемитских позиций.

В воспоминаниях современников

Его личности уделено внимание в воспоминаниях протопресвитера Георгия Шавельского, который описывает князя как человека посредственных способностей и карьериста, использовавшего личные связи с Распутиным. Основное столкновение между Шавельским и Жеваховым произошло в октября 1915 года, когда последний прибыл в Ставку с чудотворной Песчанской иконой, которая, по его словам, должна была быть пронесенной по линии фронта, чтобы России была дарована победа над немцами. Таково, по утверждению Жевахова, было желание Божией Матери, явившейся в видении полковнику О., впоследствии содержавшемуся в психиатрической клинике. Шавельский оказал Жевахову самый холодный приём и постарался избавиться от него как можно скорее, икона на фронт не доставлялась и была возвращена Жевахову. Хотя Жевахов утверждал, что прибыл в Ставку по поручению императрицы, Шавельский остался в убеждении , что все это было собственной инициативой Жевахова, рассчитывавшего доложить об этом императрице и получить награду.

Кроме того, Шавельский, со ссылкой на митрополита Антония (Храповицкого), утверждал, что в январе 1920 года, незадолго до смерти бывшего Петроградского митрополита Питирима (Окнова), с которым он в Екатеринодаре жил вместе у митрополита Антония (Храповицкого), Жевахов обокрал митрополита Питирима и бежал.

Сочинения

  1. Назначение школы. СПб. 1906 (2-е издание — СПб., 1998).

  1. Чудное действие Божия Промысла. — Киев, 1908.
  1. Бари: Путевые заметки. — СПб., 1910.
  1. Речи. — М., 1910.
  1. На родине преп. Сергия Радонежского. — М., 1912.
  1. Княжна Мария Михайловна Дондукова-Корсакова. — СПб., 1913.
  1. Пробуждение Святой Руси. — СПб., 1914.
  1. Чудеса Святителя Иоасафа. — Пг. 1916 (2-е издание — СПб. 1998).
  1. ibid Т. 2. Март 1917 — январь 1920. — Новый Сад: Русская типография С. Филонова, 1928. 457 с (2-е издание — М., 1993)
  1. Памяти графа А. Череп-Спиридовича. — Нью-Йорк, 1926.
  1. Светлой памяти шталмейстера Высочайшего Двора Ф. В. Винберга. — Париж, 1928.
  1. Житие святителя Иоасафа Белгородского. — Новый Сад, 1929.
  1. Беседа преп. Серафима с Мотовиловым (на итальянском языке).
  1. Корни русской революции. — Кишинев, 1934.
  1. Князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов: Краткий очерк жизни и деятельности. — Новый Сад, 1934.
  1. Il retroscena dei «Protocolli di Sion»: La vita e le opere del loro editore, Sergio Nilus e del loro autore Ascer Chinsberg. — Roma, 1939.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить