ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Жид, Андре


Жид разочаровался в советском строе. В конце 1936 вышла его яркая книга «Возвращение из СССР» (Retour de l’URSS), где критикуется отсутствие свободы мысли в СССР, жёсткий контроль за литературой и общественной жизнью, некоторые пугающие черты нового советского человека; наряду с этим в ней немало тёплых слов по адресу простых советских людей, восхищения самоотверженностью строек и проч. Содержание книги Жид тщательно скрывал вплоть до выхода в свет, и она вызвала эффект разорвавшейся бомбы (ближайшим прецедентом было разочарование левого румынского писателя Панаита Истрати, выступившего с критикой советской бюрократии в 1929). Имя писателя (после официального разбора книги в «Правде») попало в СССР под запрет, его книги в СССР не издавались полвека, осудила книгу и часть левой интеллигенции на Западе, безоговорочно поддерживавшая Сталина (в том числе, Ромен Роллан и Лион Фейхтвангер).

Личная жизнь

В 1893 и 1894 годах Андре Жид с целью лечения туберкулёза совершил путешествие в Северную Африку, где окончательно признался самому себе, что в сексуальном плане его привлекает не противоположный пол, а свой собственный.

В Париже он познакомился с Оскаром Уайльдом и в 1895 году вновь встретился с ним в Алжире.

Впечатления от путешествий по Африке отражены в повести «Имморалист», увидевшей свет в 1902 году. Близкие отношения Жида с юным Марком Аллегре (впоследствии известным режиссёром) нашли отражение в романе «Фальшивомонетчики» (1925), который писатель воспринимал как свой magnum opus.

В 1911 г. Жид написал трактат «Коридон», где доказывал, что гомосексуализм — не психическое отклонение, а естественная форма человеческой сексуальности, свойственная наиболее культурно и эстетически развитым обществам, а также нашедшая отражение в величайших произведениях искусства (от Гомера и Вергилия до Шекспира и Микеланджело). Публикация трактата во Франции в 1924 году спровоцировала общественный скандал.

Андре Жид и религия

Жида называют «самым моральным из имморалистов» и даже причисляют к традиции французских моралистов, восходящей к XVII столетию. После мировой войны Жид отрёкся от нарциссизма, но продолжал ставить под сомнение все ходячие истины и унаследованные от предыдущего столетия воззрения. К религии отношение Жида было сложным: «Католичество недопустимо, протестантство невыносимо, и тем не менее я ощущаю себя истовым христианином». Ещё один известный афоризм по этому поводу: «Нет разницы между Богом и собственным счастьем».

Признание

Творчество Жида оказало огромное влияние на французских писателей послевоенного времени, а также на экзистенциалистов, прежде всего Альбера Камю и Жана-Поля Сартра. Как пишет Ф. Бегбедер, произведения Жида — это гимн свободе:

В 1947 Шведская академия присудила Жиду Нобелевскую премию «за глубокие и художественно значимые произведения, в которых человеческие проблемы представлены с бесстрашной любовью к истине и глубокой психологической проницательностью».

Избранные произведения

  • Имморалист, 1902.
  • Изабелла (Isabelle), 1911.
  • Подземелья Ватикана (Les Caves du Vatican), 1914.
  • Пасторальная симфония (La Symphonie pastorale), 1919.
  • Фальшивомонетчики, 1925.
  • Робер (Robert), 1930.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить