КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Криминально чтиво

Для начала, следует вспомнить, что «Криминальное чтиво» Тарантино – не просто картина о том, как бандиты Винсент и Джулз завтракают в кафешке и мирно беседуют друг с другом. Это картина, которая вправе называться легендой. Кроме того, «Чтиво» получило в Каннах Золотую Пальмовую ветвь. А уж о том, что картина стала родоначальницей целого направления в кинематографе, помнит, наверное, каждый зритель.
Да – непроста жизнь убийц, наркодилеров и их жен!
Изначально картина называлась Pulp Fiction – но, пройдя через версии «Бульварное чтиво» и «Макулатура» все же досталась зрителю именно как «Криминальное чтиво». Правда, даже это название не передает всего смысла эпиграфа картины, в котором содержится намек на то, что «Чтиво» - это всего лишь податливый материал, из которого режиссер (сыгравший роль в одной из новелл) – Кукольник, единоличный властитель своего маленького театра – лепит свое детище. Тарантино – игрок, а не мыслитель вроде Скорсезе, и его картины, все изгибы прихотливых и сложнейших сюжетов, в которых иногда приходится становиться вверх тормашками, похожи на мозаику, в которой нет ни хронологической, ни логической последовательности.

Как уже говорилось, «Чтиво» - это новаторское достижение в жанре гангстерского боевика, причем от романтизации гангстеров Капоне и Диллинджера (вместе с Бонни и Клайдом) Тарантино не оставил ничего. В «Криминальном чтиве» не только развенчивается романтический ореол над головами мафиози, но и происходит некоторая демистификация образов и приемов картин подобного рода. «Криминальное чтиво» словно возвращает зрителя в мир жесткого кинопримитива пятидесятых.
Причем этот прием основан не на усилении жестокости и брутальности: гангстеры Тарантино не управляют Судьбой – скорее наоборот: Судьба играет в них, а роль Судьбы достается тому же Тарантино. Правда, делает это он с некоторой долей злобы, ехидства и дерзкого юмора.
Все герои получили от судьбы свои «звоночки» - но все ли сумеют их распознать и воспользоваться ими? Пусть Джулз собирается забросить свое ремесло убийцы – но произойдет ли это? Или его постигнет участь обалдуя Винсента Веги (которого великолепно сыграл Джон Траволта, снова начистив уже несколько потускневший титул танцора и героя-любовника)? Зато Тарантино трижды позволяет Судьбе наградить боксера Буча ( роли которого, к слову сказать, «Крепкий орешек» Брюс Уиллис выглядит и человечнее, и живее).
Правда, Тарантино неспособен навсегда расстаться со своими героями – и вот уже погибший во второй новелле Винсент, как ни в чем не бывало, появляется в третьей – и все это благодаря остроумному «вывороту» сюжета, в котором бэки и форвардсы тасуются, словно карты в колоде шулера. Вообще, подобной постановке есть простое объяснение: не надеясь на то, что у режиссера хватит денег на полнометражку, постановщик собирался снять ряд новелл. Однако денег хватило, и в конечном итоге этот прием остался лишь как интересный сюжетный ход.

«Криминальное чтиво» нельзя назвать искусством, ибо это не так. Это новое направление, новая идеология и новая философия. Не случайно в прокате лента собрала 108 миллионов долларов – более чем в десять раз превысив собственный бюджет. Тарантино сумел учесть ошибки своих некассовых «Бешеных псов» - и сделал из «Чтива» феерию насмешки. И, как ни странно – трогательную историю о том, стоит ли читать комиксы в отхожем месте. И пусть мода на картины Тарантино пройдет – его имя навсегда впечатано в анналы мирового кинематографа. Причем его можно соотнести не только с Годаром, но и с Оросоном Уэллсом, который покорил Голливуд всего в 25 лет (благодаря картине «Гражданин Кейн»). Да и сходство лежит на поверхности: Американская киноакадемия отметила обе картины лишь призом за «оригинальный сценарий». Все это несмотря на то, что и «Кейн», и «Чтиво» много лет не сходят с топовых мест кинорейтингов. В общем – если вы еще не смотрели «Криминальное чтиво» - вам несомненно следует это сделать!
Другие популярные фильмы
Комментарии
