КИНО / ПЕРСОНАЛИИ

Гассман, Витторио


Режиссёр

  • 1956 — Кин (совместно с Ф. Рози)
  • 1968 — Алиби
  • 1972 — Без семьи (по роману Гектора Мало)
  • 1983 — От отца к сыну (совместно с Алессандро Гассманом)

Книги Витторио Гассмана

  • 1981 — «Большое будущее за плечами» (Un grande avvenire dietro le spalle, автобиография)
  • 1990 — «Записки из-под лестницы» (Memorie del sottoscala, роман)
  • 1992 — «Недержание слов» (Mal di parola, сборник рассказов)
  • 1992 — «Любовные письма о прекрасном» (Lettere d’amore sulla bellezza)
  • 1997 — «Искренняя ложь» (Bugie sincere)

Награды

  • 1971 — приз лучшему актёру Сан-Себастьянского кинофестиваля за роль в фильме «Бранкалеоне в крестовых походах»
  • 1996 — на МКФ в Венеции Витторио Гассману был присужден почётный «Золотой Лев» за творческую деятельность в кино.

Творческий диапазон

Комедия по-итальянски

Если в начале своей карьеры Гассман считался именно мастером драматических ролей, то начиная с 1958, благодаря встрече с Марио Моничелли, Гассман выдвинулся в первый ряд актёров «комедии по-итальянски». Приверженцы этого жанра отказались от чистой буффонады и обратились к исследованию комических аспектов повседневности в их неразрывной связи с драматическим началом (под влиянием установок неореализма). Моничелли снял Гассмана в фильмах «Злоумышленники неизвестны» (считается, что именно эта картина положила начало «комедии по-итальянски»), «Большая война», «Гостиничный номер», в дилогии о Бранкалеоне, а в фильме «Россини! Россини!» запечатлел Гассмана в роли Людвига ван Бетховена; Витторио Де Сика — в фильме «Страшный суд»; Марко Феррери — в фильме «Аудиенция».

Востребованность за рубежом

Талант Гассмана обратил на себя внимание и за пределами Италии, причём предложения поступали со стороны очень известных режиссёров. Он снялся в двух картинах американца Роберта Олтмена; в весьма вольной экранизации «Бури» Шекспира, осуществлённой ещё одним американским режиссёром — Полом Мазурски, а также у такого крупного мастера французского кино, как Ален Рене. Наконец, поляк Кшиштоф Занусси пригласил Гассмана на главную роль в одном из наиболее углублённо-философских своих фильмов — «Парадигма».

Гассман и Дино Ризи

Чаще всего Гассман снимался у известного итальянского комедиографа Дино Ризи. Их сотрудничество началось в 1960 году; в общей сложности Гассман снялся в пятнадцати фильмах режиссёра. Среди них наибольшего внимания заслуживают два: состоящая из отдельных новелл картина «Чудовища», где Гассману довелось сыграть двенадцать ролей, в том числе одну женскую, и трагикомедия «Запах женщины». За роль слепого офицера Фаусто в «Запахе женщины» Гассман был удостоен приза как лучший исполнитель мужской роли на МКФ в Канне (1975). В последний раз Гассман снялся у Ризи в фильме «Просьба не беспокоиться» (1990), виртуозно воссоздав образ отринутого своей семьей, не вполне адекватного психически старика, единственным другом которого является его внучка.

Vittorio Gassman, nato Gassmann (Genova, 1º settembre 1922 -- Roma, 29 giugno 2000), è stato un attore, regista, sceneggiatore e scrittore, attivo in campo t...

Все видео

Гассман в сознании отечественного зрителя

Для отечественного зрителя Витторио Гассман ассоциируется прежде всего с фильмом Дино Ризи «Именем итальянского народа» (в советском прокате — «Полмиллиарда за алиби»), с премированным на IX МКФ в Москве лирическим кинороманом Этторе Скола «Мы так любили друг друга» и с лучшим фильмом Валерио Дзурлини, кафкианской притчей «Татарская пустыня». Фильм бельгийского режиссёра Андре Дельво «Бенвенута», хотя и был в советском прокате, но не слишком запомнился нашим зрителям. Не очень известна у нас и экранизация «Войны и мира» Толстого, выполненная Кингом Видором, в которой Гассман сыграл Анатоля Курагина.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить