КИНО / ПЕРСОНАЛИИ

Олдридж, Айра Фредерик


имяАйра Фредерик Олдридж
оригинал имениIra Frederick Aldridge
дата рождения24.7.1807
место рожденияНью-Йорк, штат Нью-Йорк, США
дата смерти7.8.1867
место смертиЛодзь, Царство Польское, Российская империя
профессияАктёр, Режиссёр театра
направлениетеатр


А́йра Фре́дерик О́лдридж (enIra Frederick Aldridge; 24 июля 1807 — 7 августа 1867) — американский актёр-трагик.

Биография

Родился в Нью-Йорке, (США). В начале 20-х гг. XIX века дебютировал в небольшом негритянском театре «Африканская труппа» (Нью-Йорк) в роли Ролли («Пизарро» Р. Шеридана); сыграл роли Ромео и Гамлета («Ромео и Джульетта» и «Гамлет» У. Шекспира). Вскоре театр был разгромлен расистами, и Олдридж выехал в Англию, где выступал с Эдмундом Кином во время его гастролей. Учился в университете в Глазго. В 1826 году выступил в небольшом лондонском театре «Роялти» в ролях Отелло и Аарона («Отелло» и «Тит Андроник» У. Шекспира). В 1831 году он успешно играл в Дублине, южной Ирландии, Бати и Эдинбурге. Работал в театрах «Ковент-Гарден», «Лицеум» и др. Преследования расистов вынудили Айру Олдриджа в 1830-х гг. выехать из Англии.



Все видео

Лишённый возможности выступать в США, в 1850-х гг. совершил длительную гастрольную поездку по странам континентальной Европы. В 1852 году с успехами выступал в Германии перед герцогиней Сакс-Кобург-Готскою и прусским королем Фридрихом-Вильгельмом IV и в Будапеште. В 1858 году гастролировал в Сербии и в Российской империи, где он познакомился с Фёдором Толстым, Михаилом Щепкиным и Тарасом Шевченко.

После Гражданской войны в США, актёр хотел вернуться на родину, однако этому помешала внезапная смерть в 1867 году в Польше, по дороге на гастроли в Санкт-Петербург. Похоронен на Старом евангелическом кладбище в Лодзи.

Айра Олдридж — один из наиболее выдающийся интерпретаторов Шекспира (роли Макбета, короля Лира, Ричарда III и др.). Он был первым американским актёром, завоевавшим всемирную славу исполнением шекспировских ролей. Актёр глубоко раскрывал в своём творчестве гуманистический смысл его трагедий. В Отелло, по мнению многих, наилучшей роли Олдриджа, он показывал внутреннюю эволюцию своего героя; спокойствие, пластичность, мягкость сменялась в его игре бурной, неукротимой эмоциональностью; этот образ олицетворял собой негритянский народ, отстаивавший своё человеческое достоинство. Олдридж владел исключительной способностью перевоплощения (при этом он использовал сложный грим, что изменяло цвет его кожи). Пламенный темперамент и живая эмоциональность сочетались у Олдриджа с точным самоконтролем исполнения.

Литература

  • Дурылин С. Н. Айра Олдридж (Ira Aldridge). М.—Л.: Искусство, 1940.
  • А. Ф. Кони
  • М. О. Микешин.

Курьёзы

Айра Олдридж обладал бешеным темпераментом. Его коронной ролью был Отелло. В финальной сцене он так «накалялся», что изо рта у него шла пена, а глаза наливались кровью. Исполнительницы роли Дездемоны панически боялись играть с ним.

Известный театрал А. А. Стахович однажды зашёл за кулисы и спросил Олдриджа, как прошли его гастроли в Москве с Л. П. Никулиной-Косицкой — Дездемоной. Олдридж ответил, что она очень нервничала, и добавил:


 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить