КИНО / ПЕРСОНАЛИИ

Осима, Нагиса


имяНагиса Осима
оригинал имени大島渚
дата рождения31.3.1932
место рожденияКиото, Япония
дата смерти15.1.2013
место смертиФудзисава, Япония
профессиякинорежиссёр, сценарист, актёр
годы активности1959—1999
imdb_id0651915

Нагиса Осима (ja大島渚; 31 марта 1932, Киото — 15 января 2013, Фудзисава) — японский кинорежиссёр, сценарист, актёр.

Биография

Нагиса Осима родился в Киото 31 марта 1932 года в семье гражданского служащего, в 1954 году окончил Киотский университет, где изучал политическую историю. Во время учёбы он участвовал в студенческом движении левого толка, из-за чего после окончания университета не мог найти работу. От отчаяния он решил пройти вступительные испытания на студии Shochiku и в итоге получил должность ассистента режиссёра, здесь же в 1959 году снял свой первый фильм. Параллельно с 1956 года занимался кинокритикой, редактировал журнал о кино Eiga hihyo. К началу 1960-х годов Осима получил известность как один из лидеров и основоположников так называемой «японской новой волны» (Nūberu bāgu, сам он отвергал этот термин), поднимая в своих фильмах проблемы японской молодёжи и критикуя послевоенное японское общество (один из ярких примеров — «История жестокой юности», 1960).

После того, как его четвертый фильм, «Ночь и туман в Японии» (1960), посвященный разобщенности японского левого движения, был снят студией с проката всего через три дня после выхода, Осима покинул Shochiku и основал собственную компанию Sozosha. Уже в своем первом независимом фильме, «Содержание скотины» (1961), снятом по рассказу Кэндзабуро Оэ, Осима начал исследование расизма и жестокости (коллективной или индивидуальной), которое продолжал на протяжении всего десятилетия. Одной из вершин этого исследования стала авангардная лента «Смертная казнь через повешение» (1968), показанная во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля и принесшая режиссеру определенную известность на Западе.



Все видео

В 1973 году Sozosha была распущена, а спустя два года была основана студия Oshima Productions, на которой в 1976 году Осима снял свой, пожалуй, самый известный фильм — «Империя чувств», представляющий собой своеобразную комбинацию искусства и порнографии. В этой картине режиссер вновь обратился к теме «секс и политика», которая поднималась в ряде его ранних фильмов. В последующие годы Осима поучаствовал ещё в нескольких международных проектах — снял такие фильмы, как «Империя страсти» (1978), военная драма «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» (1983) и сатирическая лента «Макс, моя любовь» (1986). Последняя была плохо принята критикой, из-за чего режиссер на много лет ушел из кино, работая в основном на телевидении.

Осима был женат на актрисе Акико Кояме.

Литература

  • Sato T. Oshima Nagisa no sekai [The World of Nagisa Oshima]. — Tokyo, 1973.
  • Magrelli E., Martini E. Il Rito, il rivolta: Il cinema di Nagisa Oshima. — Rome, 1984.
  • Danvers L., Tatum C. Nagisa Oshima. — Paris, 1986.
  • Cheryn Turim M. Films of Oshima Nagisa: Images of a Japanese Iconoclast. — Berkeley, 1998.
  • Macnab G. C., Hong G.-J. Oshima, Nagisa // International Dictionary of Films and Filmmakers. — 4th ed. — St. James Press, 2001. — Vol. 2. — P. 725-729.

Фильмография

Сочинения

  • Sengo eiga: Hakai to sozo [Postwar Film: Destruction and Creation]. — Tokyo, 1963.
  • Taikenteki sengo eizo ron [A Theory of the Postwar Image Based on Personal Experience]. — Tokyo, 1975.
  • Ecrits (1956–1978): Dissolution et jaillissement / translated by Jean-Paul Le Pape. — Paris, 1980.
  • Cinema, Censorship, and the State : The Writings of Nagisa Oshima, 1956–1978 / edited and with an introduction by Annette Michelson, translated by Dawn Lawson. — Cambridge, Massachusetts, 1992.

Премии и награды

  • Приз за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля (1978)

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить