КИНО / ПЕРСОНАЛИИ

Соловцов, Николай Николаевич


имяНиколай Николаевич Соловцов
имя при рожденииНиколай Николаевич Фёдоров
дата рождения15.5.1857 (3)
место рожденияОрёл, Орловская губерния, Российская империя
дата смерти25.1.1902 (12)
место смертиКиев, Киевская губерния, Российская империя
профессияактёр,режиссёр театра
годы активности

Николай Николаевич Соловцов (настоящая фамилия — Фёдоров) (1857—1902) — российский актёр, режиссёр, антрепренёр.

Биография

Николай Соловцов родился 3 (15) мая 1857 года в Орле. Происходил из дворянской семьи; воспитывался в орловской гимназии, но курса не окончил. Рано проявил актёрский талант: участвовал в гимназических и домашних спектаклях. Впервые выступил на профессиональной сцене в 1876 году в Орле — в антрепризах Э. Ф. Сервье и Г. М. Черкасова.

В 1875—1876 годах служил вместе с П. П. Васильевым в «Артистическом обществе» Ярославля, затем участвовал в антрепризах В. А. Смирнова («определенного амплуа не занимал, играл решительно все и переиграл множество ролей»).

«Волочаевские дни» — советский историко-революционный фильм, снятый на Ленинградской ордена Ленина кинос...

Все видео

В 1876—1882 годах Соловцов играл в провинциальных театрах в Ярославле, Саратове, Оренбурге, Казани, Нижнем Новгороде, Астрахани, Ростове-на-Дону, Тамбове, Полтаве, Харькове, Таганроге, а также в Киеве.

В 1882 году Соловцов впервые попадает на столичную сцену: играет в Александринском театре в Санкт-Петербурге, затем в составе труппы М. В. Лентовского в Москве и Нижнем Новгороде.

В 1884 году состоялся дебют Соловцова-режиссёра: он ставит спектакли в московском Немецком клубе. В 1887—1889 годах служит в театре Корша в качестве актёра и режиссёра, в 1889—1890 — в Московском театре Абрамовой.

В 1891 году совместно с Е. Я. Неделиным, Т. А. Чужбиновым, Н. С. Песоцким Соловцов создает в Киеве «Товарищество драматических артистов» (впоследствии — Театр Соловцова) и с 1893 года до конца жизни руководит им. Театр Соловцова стал основой Русского драматического театра в Киеве (сейчас Национальный академический театр русской драмы имени Леси Украинки).

Одновременно в Одессе Соловцов создаёт городской театр, где кроме драмы организует итальянскую оперу.

Издавал и редактировал в течение двух лет «Киевскую газету» (1897—1898).

Как актёр Соловцов выдвинулся исполнением ролей «Скупого» Мольера, Несчастливцева в «Лесе», городничего в «Ревизоре», Расплюева в «Свадьбе Кречинского».

Умер 12 (25) января 1902 года в Киеве.

Творчество

«Судьба дала Фёдорову представительную внешность, сильный голос, мощный темперамент и проницательный ум». Как актёр он «был неподражаемо хорош даже в ничтожных ролях бытового репертуара, создавая цельный, вполне законченный тип». Он играет массу характерных и комических ролей в пьесах Островского, Сухово-Кобылина, Гоголя. Созданные им на сцене образы просты, естественны и правдивы: пригодились наблюдения, полученные за время работы в провинциальных театрах. Трагические роли же ему не давались: не хватало драматического темперамента.

В собственном театре Соловцов смог проявить себя и как актёр, и как режиссёр, и как не менее талантливый администратор. Его антреприза со временем превратилась в крупный богатый частный театр, один из самых сильных в провинции. Постановки в Театре Соловцова не уступали столичным, чему способствовала и серьёзная режиссёрская и актёрская работа над каждым спектаклем (Соловцов едва ли не впервые на отечественной сцене отказался от суфлёра), и постоянная труппа, и тщательный отбор репертуара.

Русская бытовая комедия стала своеобразной визитной карточкой Театра Соловцова: Л. М. Леонидов считал, что, например, «Плоды просвещения» здесь были поставлены лучше, чем в Малом театре или Театре Корша. При этом Соловцов грешил тягой к броским сценическим эффектам: «мишура мелодрамы, феерии и фарса неотделима от властного обаяния соловцовского театра».

Труппу театра Соловцова составляли известные провинциальные актёры: М. М. Глебова (по мужу Соловцова), И. П. Киселевский, И. М. Шувалов, Н. П. Рощин-Инсаров, М. И. Велизарий, А. А. Пасхалова, В. И. Немирович-Данченко, А. Я. Глама-Мещерская, А. В. Дарьял, Н. А. Лисенко.

Помимо прочего, Соловцов известен и как драматург: он пишет пьесы «Евлалия Рамина» и «В дали» и переводит с польского комедии «Невольницы» и «Тёплая вдовушка».

Режиссура в театрах

Театр Корша

  • 1887 — «Иванов» А. П. Чехова

Московский театр М. М. Абрамовой

  • 1889 — «Леший» А. П. Чехова

Театр Соловцова (ныне Театр имени Леси Украинки)

  • 1891 — «Ревизор» Н. В. Гоголя
  • 1891 — «Медведь» А. П. Чехова (водевиль был изначально посвящен автором Соловцову)
  • 1891 — «Свадьба» А. П. Чехова
  • 1895 — «Власть тьмы» Л. Н. Толстого
  • 1896 — «Чайка» А. П. Чехова
  • 1897 — «Иванов» А. П. Чехова
  • 1898 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова
  • 1901 — «Три сестры» А. П. Чехова

также:

  • «Зимняя сказка» У. Шекспира
  • «Мадам Сен-Жан» В. Сарду
  • «Смерть Иоанна Грозного»
  • «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого
  • «Царь Борис» А. К. Толстого
  • «Одинокие» и «Возчик Геншель» Г. Гауптмана

Роли в театре

Александринский театр

  • 1882 — «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова — Иоанн Грозный
  • 1882 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина — Кречинский
  • 1882 — «Каширская старина» Д. В. Аверкиева — Василий Коркин

Театр Корша

  • 1887 — «Отжитое время» («Дело») Сухово-Кобылина — Варравин
  • 1887 — «Медведь» А. П. Чехова

также:

  • «Бедность не порок» А. Н. Островского — Любим Торцов
  • «Волки и овцы» А. Н. Островского — Лыняев
  • «Бесприданница» А. Н. Островского — Карандышев
  • «Лес» А. Н. Островского — Несчастливцев
  • «Бешеные деньги» А. Н. Островского — Васильков и Телятев
  • «Светит да не греет» А. Н. Островского — Рыбачев
  • «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина — Расплюев
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Репетилов
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя — Городничий
  • «Женитьба» Н. В. Гоголя — Кочкарев
  • «Власть тьмы» Л. Н. Толстого — Никита

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить