КИНО / ПЕРСОНАЛИИ
Тальма, Франсуа-Жозеф
имя | Франсуа-Жозеф Тальма |
оригинал имени | François-Joseph Talma |
дата рождения | 15.1.1763 |
место рождения | Париж |
дата смерти | 19.10.1826 |
место смерти | Париж |
профессия | актёр |
годы активности | 1787—1826 |
Франсуа-Жозеф Тальма́ (frFrançois-Joseph Talma; 15 января 1763, Париж, Франция — 19 октября 1826, Париж, Франция) — французский актёр, реформатор театрального искусства.
Биография
Детство и юность Тальма провёл в Лондоне, где он познакомился с драматическими произведениями Шекспира, к которому он сохранил любовь на всю жизнь. Вернувшись во Францию, будущий актёр учится в Королевской школе декламации и пения. В 1787 году зачислен в труппу театра Комеди Франсез. С началом Великой французской революции «Комеди Франсез» распался и на его месте возник новый «Театр Нации». В 1791 году революционным правительством принимается Декрет о свободе театров. В «Театре Нации» же возникли 2 группировки актёров, так называемая «чёрная эскадра», стоявшая на консервативных позициях, и «красная эскадра», пропагандировавшая революционный классицизм, и которую возглавлял Тальма. Вскоре произошёл разрыв, и сразу после принятия Декрета группа Тальма ушла из «Театра Наций» и образовала свой «Театр Революции», который Тальма и возглавил.
Будучи замечательным представителем классицизма на сцене, Тальма внёс в него и много нового. Так, играя Карла IX в одноимённой пьесе Шенье, актёр отказывается изображать своего героя обычным тираном — как это было принято в современном ему театре. Тальма старается заглянуть в душу королю, показать всю многогранность этого несчастного человека.
Полная версия видеообзора издания "Франсуа-Жозеф Тальма" будет опубликована позже, скачать этот достойный внимания труд, а также большое количество других кн...Все видео
Не меньшее внимание Тальма уделял и внешней правдивости актёрской игры. Актёр вводит портретный грим, исторический и этнографический костюмы — средневековый, античный, восточный. В создании великолепного артистического гардероба ему оказал неоценимую помощь его друг — художник Луи Давид.
После падения якобинской диктатуры на французской сцене также произошли перемены. На смену революционному классицизму пришёл ампирный классицизм, отмеченный великолепием и роскошью форм. В это время Тальма практически полностью переключается на шекспировские пьесы.
Его приглашал Наполеон Бонапарт, чтобы изучить позы. Наполеон очень покровительствовал этому актеру, и его расположение объяснялось в значительной степени сходством, которое действительно существовало между ними. Ему приятно было видеть Тальма на сцене, можно было бы сказать, что он находил себя в нем.
В последние годы жизни великий актёр очень неохотно играл новые роли. Творчество Тальма явилось переходным во французском театре — от классицизма к романтизму.
Литература
- «История зарубежного театра», ч.2, Москва 1984.
- Дейч А. И. Тальма — 1934 год. — 304 с. (Жизнь замечательных людей)
Избранные роли
- Гамлет в пьесе «Гамлет» В.Шекспира
- Сцевола в пьесе «Муций Сцевола» Люси де Лансеваля (1793)
- Марий в пьесе «Марий в Минтурнах» Арно (1791)
- Карл IX в пьесе «Карл IX» Андре де Шенье