КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Агора


Агора – это картина об известной женщине – Ипатии Александрийской - ученой, которая существенно опередила свое время. События картины происходят в пятом веке в Египте, во времена Римской империи.

Родившись  примерно 370 году, Ипатия была дочерью Теона – александрийского мыслителя и математика. Она имела склонность к наукам, а по некоторым сведениям даже изобрела ареометр и астролябию. В Александрии не было человека, который не знал бы об Ипатии, а ее имя часто упоминается в письмах политиков и ученых.

Тем не менее, для начала стоит сказать, что искать в картине истинную биографию Ипатии – просто глупо. С этим придется смириться так же, как и с тем, что в картине не будет феминистических доктрин и тем, что вынесенная в название картины «Агора» - это не имя героини Рейчел Уайз, а название площади. Агора – главная площадь Александрии. На эту площадь приходят праздновать и дискутировать, тут казнят инакомыслящих и уничтожают статуи. Тут старый мир уступает место новому, при этом орден, заботящийся о больных и нищих, явно выбран режиссером как оплот будущего христианства.

Египет, рубеж пятого века нашей эры. Гипатия — дочь директора Александрийской библиотеки, в которой собрана вся мудрость мира — любит двух мужчин: раба Давус...

Все видео

«Агора» - это роман-эпопея, который сокращен до двух актов. При этом его ключевые фигуры движутся сквозь поток времени, развивая характеры и претерпевая всяческие жизненные перипетии. При этом, хотя каждый из героев вписан в собственную орбиту, все они объединяются благодаря историческому контексту. Так, Теона ждет падение Серапеума, Кирилла – победа, а сдержанного Синезия – уверенность в собственных убеждениях. Получив жизненные уроки, каждый герой дойдет до определенной точки своего развития, где истовость превратится в жестокость, утонченность – в безволие, а душевные терзания принесут освобождение.

Ипатия – это символ гибнущей античности, по которому, как по камертону, режиссер определяет изменения остальных героев. Ведь Агора – это воплощение мудрости, печали и чистоты. Кажется, что Рейчел Уайз – единственная, кого вообще можно увидеть в роли Ипатии. Вероятно, это идеал режиссера Алехандро Аменабара.

Правда, так как о самой героине картины сохранились весьма скудные известия, сценарий картины нисколько не претендует на историческую верность и является лишь одной из версий жизни Ипатии. При этом в «Агоре» нашлось место для любви (пламенную страсть к Ипатии питают сразу и раб Давус, и префект Орест), правда, оба поклонника фактически предают свою любовь, чем, по сути, выдают искусственное происхождение этого любовного конфликта.

Несмотря на то, что историческая драма подобного масштаба требует огромных затрат, Алехандро сумел уложиться в сравнительно небольшие 73 миллиона, при этом его Александрия выглядит вполне жизнеспособной и реалистичной, хотя заметно, что в качестве источника и использовали что-нибудь вроде исторических путеводителей. Любопытно то, что принадлежность к «хорошим» и «плохим» персонажам изначально подтверждается цветом одежд. Если христиане одеты в черное тряпье, то евреи носят что-нибудь серое, а добрые язычники – «все в белом». Забавным выглядит и вид земли из космоса – как это представляется самой Ипатии (а на деле – имитация Google-Earth).

А в общем, картине довольно сложно дать точное определение. Если смотреть на размах – то «Агора» - это голливудский блокбастер. Однако отсутствие противостояния и идейность картины (мысль о том, что наука и культура выше, чем религия, а сила и насилие имеют весьма стертые границы) несомненно, перешли к «Агоре» из авторского кино. Картина получила тринадцать номинаций на испанскую национальную премию «Гойа», так что посмотреть ее стоит в любом случае.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить