КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Анна и Элизабет


Русское названиеАнна и Элизабет
Оригинальное названиеAnna und Elisabeth
Жанрдрама
РежиссёрФранк Висбар
ПродюсерГерман Эфрайм
Франк Висбар
СценаристГина Финк Франк Висбар
АктёрыГерта Тиль Дороти Вик
ОператорФранц Ваймар
КомпозиторПол Дессау
КомпанияKollektiv Film
Terra-Film
Страна
(Веймарская республика)
ЯзыкНемецкий
Время74 мин
Год1933
imdb_id0023760

«Анна и Элизабет» (deAnna und Elisabeth) — германская драма 1933 года режиссёра Франка Висбара.

Сюжет

Элизабет, живущую в поместье вместе с сестрой, врачи приговорили к пожизненному пребыванию в инвалидной коляске из-за паралича ног, что явилось для неё страшным ударом. В это же время в поселке рядом с поместьем у девушки Анны тяжело болеет брат. Анна страстно молится, прося выздоровления для брата. Он возвращается к жизни, хотя все уже считали его умершим, и жители начинают считать Анну целительницей. Она отвергает эти предположения, но к дому её родителей стекаются всё новые и новые люди. Элизабет, узнав об этом случае, просит своего друга Матиаса привести к ней Анну, чтобы она её вылечила. Матиас не верит в чудеса, но соглашается выполнить просьбу, в надежде, что это хоть немного облегчит душевные муки Элизабет.

Когда Анна встречается с Элизабет, та молит её об излечении. Но Анна не умеет и не хочет никого исцелять. Одержимая последней надеждой на спасение, Элизабет бросается вслед за убегающей Анной — и встаёт с инвалидной коляски. Её выздоровление окончательно укрепляет за Анной славу целительницы. На Элизабет, снова могущую ходить, сбегается посмотреть весь поселок. Элизабет предлагает Анне остаться жить в её доме, она уверовала, что Анна способна исцелить весь мир. Сама Анна уже не знает, чему верить.

ФОНД "ТАЛАНТЫ МИРА" ПОД РУКОВОДСТВОМ ДАВИДА ГВИНИАНИДЗЕ ГАЛА - КОНЦЕРТ "ЗОЛОТЫЕ ШЛЯГЕРЫ СОВЕТСКОЙ ЭСТРАДЫ", КАМЕРНЫЙ ЗАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОМА МУЗЫКИ, 23 ФЕВРА...

Все видео

Поселковый пастор пытается противостоять нарастающей вере в чудеса, но у него ничего не выходит. Епископ присылает в поселок двух представителей. Элизабет готова продемонстрировать способности Анны всем. Она договаривается с пастором о публичной демонстрации «чудес» Анны. В назначенный день к церкви стекается народ. В это время становится плохо Матиусу, страдающему туберкулёзом. Элизабет просит Анну помочь ему. Но Матиас умирает. Мир Элизабет рушится. Анна убегает в поселок и просит своего друга Мартина избавить её от всего случившегося. Элизабет находит её и в полувменяемом состоянии призывает пойти на собрание. Анна отказывается. Элизабет бросается со скалы в море.

Актерский состав

 В ролях   Персонаж 
Герта Тиль Анна, девушка из поселка
Дороти Вик Элизабет, хозяйка поместья Салис
Матиас Виман Матиас Теста, друг Элизабет
Мария Ванк Маргарет, сестра Элизабет
Карл Балхаус Мартин, друг Анны
Вилли Кайзер-Гейл пастор
Рома Бан Мэри Лейн, журналистка из Нью-Йорка
Дороти Тисс мать Анны
Карл Вери отец Анны
Карл Платен поселковый доктор

. В 1977 году фильм показали по германскому телевидению. Позднее «Девушки в униформе» вышли на видеокассете с английскими субтитрами в США (1994) и Великобритании (2000), выпущенные British Film Institute. -->

Эхо «Девушек в униформе»

Снятый через два года после «Девушек в униформе», фильм «Анна и Элизабет» хотя и не повторяет их сюжета, тем не менее задействует тех же актрис на главные роли и делает отношения между героинями основной темой. Но теперь задачей было показать, что отношения эти «больны» по своей сути.

Параллели с «Девушками» заключаются не только в выборе тех же самых актрис и в повторении имени героини Дороти Вик (в «Девушках» её персонажа также звали Элизабет). Финал картины, когда Анна интуитивно предчувствует самоубийство Элизабет, напрямую отсылает к финалу фильма 1931 года, где фройляйн фон Бернбург внезапно прерывает разговор с директисой и бросается в коридор, ощущая, что с Мануэлой может случиться беда. Но если Мануэлу удаётся спасти, то в «Анне и Элизабет» героине суждено умереть. Смерть в конце может рассматриваться как освобождение Элизабет от собственного лесбианизма и освобождение Анны от власти Элизабет.

Если «Девушки» символизировали борьбу с авторитаризмом и могли рассматриваться как провозглашение свободы для гомосексуализма, то символизм «Анны и Элизабет» в показе гомофобии связывает последнюю с нацистской идеологией. Мартин, к которому прибегает Анна за помощью, — добропорядочный и уверенный в себе ариец, противопоставленный как немощной Элизабет, так и её больному туберкулёзом другу Матиасу. С этой точки зрения самоубийство Элизабет может пониматься как отзвук евгенических идей нацизма: инвалиды должны удаляться из общества, насильственно или же по собственной воле.

Зловещая и истероидная атмосфера фильма будто призвана «задавить» то эмоциональное раскрепощение, что провозглосили «Девушки в униформе». Однако чувства главных героинь оказалось невозможным скрыть. Между девушками действительно существует глубокая эмоциональная связь: именно она ввергла Анну в сильнейшие переживания, когда она интуитивно почувствовала желание Элизабет покончить с собой. Ночь перед проверкой способностей Анны девушки проводят вместе. Эта ночь, не показанная на самом деле, обрамлена крупными планами лиц героинь: вечерним, когда Элизабет смотрит сверху вниз на своего идола, и утренним, когда Анна готова подчиниться желаниям Элизабет и пойти исцелять. Эротичность данного момента словно противостоит всему предшествующему повествованию и заставляет предположить глубочайшую преданность там, где раньше виделось лишь порабощение.

Предназначенный погасить ту эмоциональную свободу, что провозглашали «Девушки в униформе», фильм «Анна и Элибет» лишь подчеркнул её. Напряжение, которое возникало от просвечивающего лесбийского контекста фильма с одновременной попыткой его отрицания, настолько явственно заявляло о непосредственном существовании и силе лесбийских чувств, что фильм был запрещен уже через две недели после выхода.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить