КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Антихрист (фильм)
Фильм снят компанией Zentropa, принадлежащей фон Триеру. Сопродюсерами фильма были шведская компания Film I’Vast, итальянская Lucky Red, французские Liberator Productions, Slot Machine и Arte France. Датский институт кинематографии предоставил финансовую поддержку в 1,5 миллиона долларов. Общий бюджет фильма составил около 11 миллионов долларов.
Перед съёмками
Реквизит для фильма изготовила и предоставила компания Soda ApS из Копенгагена. Сотрудники компании изготовили муляжи ноги Уильяма Дефо, муляж женских гениталий, а также пластикового ребёнка (весящего как настоящий), который был использован в начальной сцене фильма. С помощью сервиса поиска изображений Google Image Search, были найдены фотографии, необходимые для изготовления моделей мёртворожденного оленя. В качестве плаценты использовался нейлоновый чулок. На раннем этапе к группе присоединился чешский дрессировщик Ота Бареш, который сотрудничал с Андерсом Томасом Йенсеном в процессе создания фильма Адамовы яблоки. Дрессировщику объяснили, какие задания должны выполнять животные. Например, лису обучили открывать пасть по команде так, чтобы создавалось впечатление, будто она разговаривает.
Чтобы настроиться на нужный лад перед началом съёмок, Дефо и Генсбур посмотрели фильм «Зеркало» Андрея Тарковского. Также Дефо просмотрел фильм Триера «Идиоты», а Генсбур — изучала образ героини Шарлотты Рэмплинг в кинокартине «Ночной портье». Дефо, кроме того, встретился и консультировался с медиками, работающими в области когнитивной психотерапии, присутствовал лично на психотерапевтических сеансах и изучал специальную литературу. Что касается Триера, то он весьма скептически относится к психотерапии.
Съёмки
Съёмки фильма длились 40 дней, с 20 августа до конца сентября 2008 года. «Антихрист» — это первая кинокартина фон Триера, полностью снятая в Германии: на территории федеральной земли Северный Рейн — Вестфалия, в окрестностях Кёльна и в городе Вупперталь. // filmstiftung.de Фильм снят на цифровую видеоаппаратуру; в первую очередь использовались камеры Red One на разрешении 4к (см. Red Digital Cinema Camera Company). Замедленные съёмки произведены при помощи аппаратуры Phantom v4, с частотой 1000 кадров в секунду.
Триер не до конца оправился от депрессии к началу съёмок фильма. Он не раз извинялся перед актёрами за своё психическое состояние, которое не позволяло ему снимать лично, как он делал это обычно. «Сценарий был экранизирован без особого энтузиазма, как будто я использовал свой физический и интеллектуальный потенциал лишь наполовину». // independent.co.uk
Послесъёмочный процесс
Постпродакшн производился в Варшаве и в Гётеборге. За два месяца поляки отработали около 4000 часов, а шведы — около 500 часов. В фильме присутствует 80 эпизодов с применением компьютерной графики, выполнение которой обеспечивала польская компания Platige Image. По большей части компьютерные технологии использовались для того, чтобы убрать из кадра поводки на шеях оленей, но некоторые эффекты были более сложными. Сцена, в которой лиса произносит фразу «Хаос правит» (Chaos reigns) далась особенно сложно: движения её пасти, смоделированной в 3D, должны были быть синхронизированы со звуком // community.platige.com .
Ария «Lascia ch’io pianga» из оперы «Ринальдо» Георга Фридриха Генделя используется в качестве основной музыкальной темы фильма.
Аллюзии
- «Антихрист» — название произведения немецкого философа Фридриха Ницше, в котором он поднимает проблему сущности христианства и выступает с жёсткой критикой господствующих в обществе христианских ценностей. В студенческие годы Ларс фон Триер носил псевдоним Эрик Ницше, позже он нередко признавался в симпатиях к творчеству немецкого философа — упомянутое произведение было настольной книгой режиссёра.
Награды и номинации
Организация | Категория | Номинанты и получатели | Результат |
---|---|---|---|
Bodil Awards | Лучший датский фильм | Ларс фон Триер | |
Лучшая актриса | Шарлотта Генсбур | ||
Лучший актёр | Уильям Дефо | ||
Лучшая операторская работа | Энтони Дод Мэнтл | ||
Специальная награда Bodil Awards | Кристиан Эйднесс Андерсен | ||
Robert Award | Лучшая операторская работа | Энтони Дод Мэнтл | |
Лучший режиссёр | Ларс фон Триер | ||
Лучший монтаж | Андерс Рефн | ||
Лучший Датский фильм | Ларс фон Триер | ||
Лучший сценарий | Ларс фон Триер | ||
Лучший звук | Кристиан Эйднесс Андерсен | ||
Лучшие спецэффекты | Питер Хьорт Ота Бареш | ||
Лучший актёр | Уильям Дефо | ||
Лучшая актриса | Шарлотта Генсбур | ||
Лучший костюмер | Фроке Фирл | ||
Лучший макияж | Хью Лан Ван Дюк | ||
Лучший оригинальный дизайн | Карл Юлиуссон | ||
Северный совет | Кинопремия Северного Совета | Ларс фон Триер | |
European Film Awards | Лучшая операторская работа | Энтони Дод Мэнтл | |
Лучшая актриса | Шарлотта Генсбур | ||
Лучший режиссёр | Ларс фон Триер | ||
Chlotrudis Awards | Лучшая актриса | Шарлотта Генсбур | |
Лучшая операторская работа | Энтони Дод Мэнтл | ||
Sant Jordi Awards | Лучшая иностранная актриса (Mejor Actriz Extranjera) | Шарлотта Генсбур | |
Zulu Awards | Лучший фильм | Ларс фон Триер |
Фестивали
Фестиваль | Категория | Номинанты и получатели | Результат |
---|---|---|---|
Каннский фестиваль | Приз за лучшую женскую роль | Шарлотта Генсбур | |
Пальмовая ветвь | Ларс фон Триер | ||
Neuchatel International Fantasy Film Festival | Titra Film Award | Ларс фон Триер |