КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Дерево для башмаков
Русское название | Дерево для башмаков |
Оригинальное название | L'Albero degli zoccoli |
Жанр | драма |
Режиссёр | Эрманно Ольми |
Сценарист | Эрманно Ольми |
Актёры | Франческа Вилла Массимо Фратус Паскуалина Бролис Джузеппе Бриньоли |
Оператор | Эрманно Ольми |
Страна | Италия |
Компания | Gruppo Produzione Cinema Istituto Luce Italonegglio Cinematografico Radiotelevisione Italiana (RAI) |
Время | 186 мин. |
Год | 1978 |
imdb_id | 0077138 |
«Дерево для башмаков» (itL'albero degli zoccoli) — итальянская драма, снятая Эрманно Ольми в 1978 году.
Сюжет
Фильм рассказывает историю нескольких крестьянских семей в Ломбардии в конце 19 века. Их жизнь не слишком богата событиями, по большому счету трудна и трагична, но и в ней есть свои маленькие радости. Истории семей, живущих под одной крышей, переплетаются между собой на фоне тяжелых крестьянских будней.
Мать шестерых детей, вдова Рунк, потеряла мужа и оказалась в крайне трудном положении. Она подрабатывает прачкой, а ее пятнадцатилетний сын нанимается в помощники к мельнику. Её положение настолько тяжело, что священник предлагает отдать младших детей в монастырь, но старший сын отвергает это предложение. Внезапная болезнь коровы может разрушить всю решимость сына и все таки вынудить принять предложение священника, но корова чудесным образом выздоравливает.
Здесь есть и полукомический персонаж — жуликоватый крестьянин. Он постоянно ссорится со своим сыном. Обманывает помещика, подкладывая камни в телегу с зерном. На ярмарке он находит золотой и прячет его в копыто своей лошади. И когда монета пропадает, обвиняет лошадь в воровстве.
Целомудренная любовь крестьянского юноши к крестьянской девушке, работающей на фабрике, заканчивается самым ярким эпизодом фильма, свадьбой и поездкой молодоженов в Милан к тетушке. Тетушка - монахиня, работающая в приюте, предлагает молодоженом удочерить подкидыша, сына богатых родителей, за него полагается хорошее пособие. Они соглашаются.
Центральный персонаж фильма крестьянин Батисти, талантливый рассказчик, скрашивающий вечера рассказами соседям страшных историй. Он любящий отец и муж. Когда его жена ждет третьего ребенка, он готов отдать последние деньги, чтобы пригласить акушера. Но жена справляется при помощи соседок. Священник рекомендует отдать сына Батисти, Минека, в школу. Отец нехотя соглашается. Однажды, возвращаясь из школы, Минек ломает башмак. Батисти, чтобы починить башмак, тайком срубает хозяйское дерево. Об это узнает управляющий, и помещик изгоняет Батисти из дома. Собрав весь свой нехитрый скарб, семья Батисти отправляется в неизвестность.
История создания
Идея фильма пришла в голову Ольми за двадцать лет до начала съемок. Она основывалась на истории рассказанную ему дедушкой. Съемкам предшествовал долгий подготовительный период. Ольми прожил несколько месяцев в деревне и общался с множеством крестьян, многие из которых стали актёрами в его фильме.
Ольми приступил к съёмкам без чёткого сценария. Диалоги и поступки были во многом актёрской импровизацией. Звук записывался непосредственно на съемочной площадке, что было редкостью для итальянского кино того времени. Режиссёр настаивал на использовании исключительно бергамского диалекта, хотя впоследствии, из маркетинговых соображений ему пришлось выпустить итальянскую версию.
В ролях
Награды
Картина завоевала «Золотую пальмовую ветвь» и Приз экуменического жюри Каннского кинофестиваля (1978), премию «Давид ди Донателло» (1979), премию «Сезар» (1979) и ряд других наград.
Критика
Фильм «Дерево для башмаков» вышел в одно время с фильмом Бертолуччи 1900 со схожей тематикой. Но фильм Ольми обратил на себя большее внимание и вызвал большое количество восторженных отзывов. Получив на каннском фестивале золотую пальмовую ветвь, он был провозглашен шедевром. С другой стороны, ряд критиков обвиняли Ольми в эгоцентричном и близоруком виденье истории, основанном на ностальгии, отрицающем исторические и социальные проблемы, находящем убежище в суровом католицизме.
Наибольшее количество споров вызвал эпизод с чудесным исцелением коровы. У матери одиночки существующей на грани выживания, заболевает корова, усложняя и без того тяжелое положение женщины. Ветеринар предрекает скорую смерть коровы. Но молитвы и святая вода поднимают корову на ноги.
Но вне зависимости от идейных убеждений все отмечали визуальное совершенство картины.