КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Голубой ангел

Русское название | Голубой ангел |
Оригинальное название | Der blaue Engel |
Жанр | драма, мюзикл |
Режиссёр | Джозеф фон Штернберг |
Продюсер | Эрих Поммер |
Актёры | Марлен Дитрих Эмиль Яннингс Курт Геррон |
Оператор | Гюнтер Риттау |
Сценарист | Генрих Манн (роман) Карл Цукмайер Карл Фольмёллер Роберт Либманн |
Длительность | 106 мин |
Студия | УФА |
Композитор | Фридрих Холлендер |
Страна | Веймарская республика |
Год | 1930 |
imdb_id | 0020697 |
«Голубой ангел» (deDer blaue Engel) — фильм режиссёра Джозефа фон Штернберга, снятый по мотивам романа Генриха Манна «Учитель Гнус» на студии «УФА».
Сюжет
Учитель средней школы в маленьком немецком городке Иммануил Рат (Эмиль Яннингс) — педант и эксцентрик. Однажды он обнаруживает, что его ученики в свободное от учёбы время посещают ночной портовый кабачок «Голубой ангел», где выступает певица Лола-Лола (Марлен Дитрих). Во время учёбы ученики активно обсуждают шоу Лолы-Лолы, рассматривают её фотографии. Тогда Иммануил Рат принимает решение сходить в «Голубой ангел» с целью положить конец этой непристойности, проникающей в школу с улицы. Однако он сам попадает под очарование прелестной Лолы-Лолы.
В ролях
- Эмиль Яннингс — профессор Иммануил Рат
- Марлен Дитрих — Лола-Лола
- Курт Геррон — Киперт, фокусник
- Роза Валетти — Густа, жена фокусника
- Ганс Альберс — Мазеппа, силач
- Рейнхольд Бернт — клоун
- Эдуард фон Винтерштейн — директор школы
- Ганс Рот — сторож средней школы
- Рольф Мюллер — ученик
- Ильза Фюрстенберг — служанка Рата
История создания
Фон Штернберг называл этот фильм историей «падения влюблённого человека» и называл Рата «самодовольным типом с приниженным достоинством» (Уэйкман, 1045). Некоторые критики рассматривали фильм как аллегорию довоенной Германии, но фон Штернберг совершенно ясно давал понять, что не собирался затрагивать политическую обстановку: «Был 1929 год, Германия не была разделена, хотя настоящая Германия, её школы и другие места, показанные в фильме, были не немецкие, и реальность перестала меня интересовать» (Уэйкман, 1046; Штернберг, 13). Изображение Марлен Дитрих как завораживающей певицы ночного клуба не только укрепило её в роли «звезды», но и создало современное воплощение женщины-лисицы. Лола-Лола, исполняющая песню (написанную Фридрихом Холлендером, Робертом Либманом и Сэмом Уинстоном), открыла себе свободный путь в сердце Рата. Грусть, волнение и простота рассказа, умноженные на великолепную работу фон Штернберга, несомненно, сотворили блестящий успех как в Германии, так и в Америке.
В «Голубом ангеле» фон Штернберг впервые представил миру Марлен Дитрих (в главной роли). Однако чувственность ее героини вызвала множество двояких выпадов. В Пасадене (Калифорния) цензор С. В. Ковэн счел поведение Лолы-Лолы оскорбительным. Хотя, в итоге оба фильма «Голубой ангел» (снятые на немецком и английском языках) по сей день считаются классикой.
Фильм рассматривался как выпад против немецкой буржуазии, более того, против одного из руководителей УФА Альберта Гугенберга — активного сторонника национал-социалистической партии. Фильм был запрещен в нацистской Германии в 1933 году, как и все произведения Генриха Манна и Карла Цукмайера. Тем не менее, известно, что Гитлер часто просматривал этот фильм в своем частном кинозале и был сильно огорчен, когда Дитрих перешла Рейн в форме американской армии, за несколько дней до его самоубийства.
Одновременно снятая английская версия «Голубого ангела» считалась потерянной многие годы, но позже была обнаружена в немецком архиве кино.
Интересные факты
- Фильм «Голубой ангел» — первый звуковой фильм с участием Марлен Дитрих, с этого фильма началась её блистательная карьера в кино в роли роковой обольстительницы.
- В одном из эпизодов кинофрески «Гибель богов» актер Хельмут Бергер в женском платье пародирует песню, которую Марлен Дитрих исполняла в «Голубом ангеле».
Художественное значение
Несмотря на то, что с момента внедрения в кинематографе технологии озвучивания прошёл совсем короткий срок, фильм получился исключительно звуковым по композиции. Решительный отказ от «немой» актёрской техники в исполнении ролей и гармоничное и умелое использование звуковых приёмов свидетельствуют о мощи немецкой кинематографической школы первой половины XX века, сумевшей быстро воспринять новые художественно-выразительные средства.
Другие популярные фильмы
Комментарии
