КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Голубой ангел


Русское названиеГолубой ангел
Оригинальное названиеDer blaue Engel
Жанрдрама, мюзикл
РежиссёрДжозеф фон Штернберг
ПродюсерЭрих Поммер
АктёрыМарлен Дитрих
Эмиль Яннингс
Курт Геррон
ОператорГюнтер Риттау
СценаристГенрих Манн (роман)
Карл Цукмайер
Карл Фольмёллер
Роберт Либманн
Длительность106 мин
СтудияУФА
КомпозиторФридрих Холлендер
СтранаВеймарская республика
Год1930
imdb_id0020697

«Голубой ангел» (deDer blaue Engel) — фильм режиссёра Джозефа фон Штернберга, снятый по мотивам романа Генриха Манна «Учитель Гнус» на студии «УФА».

Сюжет

Учитель средней школы в маленьком немецком городке Иммануил Рат (Эмиль Яннингс) — педант и эксцентрик. Однажды он обнаруживает, что его ученики в свободное от учёбы время посещают ночной портовый кабачок «Голубой ангел», где выступает певица Лола-Лола (Марлен Дитрих). Во время учёбы ученики активно обсуждают шоу Лолы-Лолы, рассматривают её фотографии. Тогда Иммануил Рат принимает решение сходить в «Голубой ангел» с целью положить конец этой непристойности, проникающей в школу с улицы. Однако он сам попадает под очарование прелестной Лолы-Лолы.

В ролях

  • Эмиль Яннингс — профессор Иммануил Рат
  • Марлен Дитрих — Лола-Лола
  • Курт Геррон — Киперт, фокусник
  • Роза Валетти — Густа, жена фокусника
  • Ганс Альберс — Мазеппа, силач
  • Рейнхольд Бернт — клоун
  • Эдуард фон Винтерштейн — директор школы
  • Ганс Рот — сторож средней школы
  • Рольф Мюллер — ученик
  • Ильза Фюрстенберг — служанка Рата

История создания

Фон Штернберг называл этот фильм историей «падения влюблённого человека» и называл Рата «самодовольным типом с приниженным достоинством» (Уэйкман, 1045). Некоторые критики рассматривали фильм как аллегорию довоенной Германии, но фон Штернберг совершенно ясно давал понять, что не собирался затрагивать политическую обстановку: «Был 1929 год, Германия не была разделена, хотя настоящая Германия, её школы и другие места, показанные в фильме, были не немецкие, и реальность перестала меня интересовать» (Уэйкман, 1046; Штернберг, 13). Изображение Марлен Дитрих как завораживающей певицы ночного клуба не только укрепило её в роли «звезды», но и создало современное воплощение женщины-лисицы. Лола-Лола, исполняющая песню (написанную Фридрихом Холлендером, Робертом Либманом и Сэмом Уинстоном), открыла себе свободный путь в сердце Рата. Грусть, волнение и простота рассказа, умноженные на великолепную работу фон Штернберга, несомненно, сотворили блестящий успех как в Германии, так и в Америке.



Все видео


В «Голубом ангеле» фон Штернберг впервые представил миру Марлен Дитрих (в главной роли). Однако чувственность ее героини вызвала множество двояких выпадов. В Пасадене (Калифорния) цензор С. В. Ковэн счел поведение Лолы-Лолы оскорбительным. Хотя, в итоге оба фильма «Голубой ангел» (снятые на немецком и английском языках) по сей день считаются классикой.

Фильм рассматривался как выпад против немецкой буржуазии, более того, против одного из руководителей УФА Альберта Гугенберга — активного сторонника национал-социалистической партии. Фильм был запрещен в нацистской Германии в 1933 году, как и все произведения Генриха Манна и Карла Цукмайера. Тем не менее, известно, что Гитлер часто просматривал этот фильм в своем частном кинозале и был сильно огорчен, когда Дитрих перешла Рейн в форме американской армии, за несколько дней до его самоубийства.

Одновременно снятая английская версия «Голубого ангела» считалась потерянной многие годы, но позже была обнаружена в немецком архиве кино.

Интересные факты

  • Фильм «Голубой ангел» — первый звуковой фильм с участием Марлен Дитрих, с этого фильма началась её блистательная карьера в кино в роли роковой обольстительницы.
  • В одном из эпизодов кинофрески «Гибель богов» актер Хельмут Бергер в женском платье пародирует песню, которую Марлен Дитрих исполняла в «Голубом ангеле».

Художественное значение

Несмотря на то, что с момента внедрения в кинематографе технологии озвучивания прошёл совсем короткий срок, фильм получился исключительно звуковым по композиции. Решительный отказ от «немой» актёрской техники в исполнении ролей и гармоничное и умелое использование звуковых приёмов свидетельствуют о мощи немецкой кинематографической школы первой половины XX века, сумевшей быстро воспринять новые художественно-выразительные средства.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить