КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Линкольн.Биография


Линкольн» - это биографическая картина о шестнадцатом президенте Соединенных Штатов. В свете всех вышедших в прокат «Линкольнов» она может показаться самой простой, однако это не так. Картина снята по книге Д. К. Гудвина «Команда соперников», и, конечно же, рассказывает о самом драматическом моменте в жизни Авраама Линкольна, когда на стыке завершения Гражданской войны и борьбы с политическими противниками была принята та самая «тринадцатая поправка» к Конституции США, известная миру как «Прокламация об освобождении». Уже одно то, что к режиссуре картины приложил руку сам Стивен Спилберг, должно немало сказать будущему зрителю. Во всяком случае, Спилбергу вполне удалось внушить своей аудитории мысль о том, что Линкольн был именно таким «сверхчеловеком», которому не свойственны изъяны. Кроме того, убежденный гуманист, талантливейший оратор и хороший семьянин в подаче Спилберга умудрились не обрасти тоннами розового пафоса. Наверное, снять картину таким образом смог бы только Спилберг.

Итак, в конце января 1865 года Америка получила свою 13-ю поправку. Именно о том, как это происходило, и рассказывается в картине. Президента Линкольна играет Дэниел Дэй-Льюис, причем вся его роль – это постоянное лавирование между  людьми, согласными на отмену рабства, или же колеблющимися, между политическими противниками и сочувствующими, между законными методами и не слишком законными… Линкольн действует на самой грани дозволенного законом, уговаривая, пуская в ход обещания, обаяние и знание психологии. Линкольну приходится тормозить переговоры с армией южан – и хотя многие мечтают об окончании войны, он понимает, что мирное соглашение тут же снимет вопрос о рабстве с повестки дня…

Во всяком случае, Спилберг рисует Линкольна именно таким – страстным борцом за освобождение, который пронес ненависть к рабству через всю жизнь и наконец-то сумел добиться желаемого. Можно сказать, что картина Спилберга не смотрится как разукрашенная американская агитка только потому, что образ президента настолько велик и светел, что начинаешь понимать: он не имеет общего с реальным человеком, и дело тут скорее в мифологизации личности, чем в ее реальности.



Все видео

В актерский состав прекрасно вписался Гордон-Левитт, на роль которого достался образ старшего сына Линкольна, да и Салли Филд, играющая жену президента, выглядит убедительно. Также из «Людей в черном» в «Линкольна» переехал Томми Ли Джонс, а внимательный зритель разглядит Дэвида Стрейтерна и Джеймса Спэйдера.

Хронометрах картины немал – целых 150 минут, однако смотреть это виртуозное и моментами блестяще-остроумное действо не скучно. Построенный на постоянно столкновении великого и малого, на контрастах света и даже тембра, на ораторском искусстве и обаянии, фильм держит в постоянном напряженном ожидании – и не обманывает этих ожиданий.

Чувствуется, что картина о Линкольне – это давняя мечта Спилберга, и 12 «оскаровских» номинаций он все же получил не зря. Да и многолетние попытки «уломать» на роль именно блестящего Дэй-Льюиса тоже чего-то стоят. Вероятно, именно давняя продуманность привела к тому, что из ста процентов различных ситуаций лишь в пятой части Спилберг все же скатывается в некоторое морализаторство. В остальном он все же удерживается от дидактики, что и делает «Линкольна» одной из лучших картин позднего Спилберга.

Не стоит забывать и о том, что сценарий к картине написал Тони Кушнер – именно благодаря его руке фильм превратился в то самое закулисное политическое  действо в Палате Представителей американского Конгресса. Бесконечные встречи с представителями разных фракций и партий, подкуп голосов, сложнейшая политическая эквилибристика и прочее, прочее, прочее… Не стоит забывать и про непростую семейную обстановку, и про обескровившую США гражданскую войну.

Линкольн Дэй-Льюиса – это уставший и добродушный человек с голосом, который никак не соответствует его внушительному росту. У него есть свойственные только ему черты (к примеру, он любит рассказывать всякие байки, причем иногда делает это в крайне неподходящие моменты), а вокруг него образовывается целый калейдоскоп второстепенных героев, среди которых нельзя не назвать великолепное трио нанятых для лоббирования сторонников в виде Хоукса, Нельсона и Спэйдера. Правда, создатели картины не собирались выписывать каждого героя. Скорее, мысль заключалась в том, что возле каждой более-менее великой личности стоит такой вот ансамбль из помощников/противников, которые и оттеняют ее поступки, и благодаря которым она и совершает свои великие дела.

Минусом картины можно назвать то, что Спилберг попытался сделать ее как можно более доходчивой и оттого немного утонул в мелодраматичности. По крайней мере, иногда выразительные тени и полутона разбавляются навязчивым тиканьем часов и прямым текстом вроде «Осталось четыре дня», а довольно крепкая Мэри-Тодд Линкольн начинает страдать истерическим заламыванием рук.

В целом у Спилберга получилась отлично продуманное и великолепно снятое историческое полотно – и хотя по-настоящему великим ему все же не стать – но, по крайней мере, оно больше заслуживает «Оскара» чем номинированный «Джанго освобожденный».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить