КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Мясник (фильм, 1970)


Пополь приезжает из города и угощает ее пьяной вишней. После десерта они собираются закурить, и Поль достает из кармана точно такую же зажигалку, которую подарила ему Элен. Как будто бы у Элен пропадают основания для подозрений в отношении Пополя. Вскоре, занимаясь ремонтом в квартире Элен, Пополь случайно обнаруживает в ее столике зажигалку и забирает ее себе. Теперь Пополь знает, что Элен знает, что это он был на месте преступления и скорее всего является убийцей. Вернувшись домой, Элен видит, что зажигалка пропала, и единственный, кто мог ее украсть, это Пополь.

Ночью Пополь приходит к школе и зовет Элен. Она судорожно закрывает в здании все двери, но Пополю все-таки удается проникнуть внутрь. Они встречаются в школьном классе, Пополь достает нож. Он рассказывает Элен, что это действительно он убил двух человек, и сделал это не по какой-либо конкретной причине, а просто из-за неконтролируемого желания убивать. Объяснившись, Пополь делает несколько шагов по направлению к Элен. После нескольких секунд чёрного экрана нож оказывается воткнутым в живот мясника: напрашивается мысль о самоубийстве. Вынув нож, Элен доносит Пополя до своей машины и везет его в больницу. В больнице Пополь умирает на руках у врачей.




Все видео

Награды

За работу в этом фильме в 1970 году Стефан Одран была удостоена приза лучшей актрисе на Международном кинофестивле в Сан-Себастьяне, а в 1973 году была номинирована как лучшая актриса на премию БАФТА Британской академии кино и телевидения.

Проблематика

В «Мяснике», как и во многих фильмах Шаброля, подробно прорисована картина обыденной повседневности, за которой по ходу фильма проступает сокровенная психопатология. Элен и Пополь воплощают, с одной стороны, воспитанность, респектабельность и сопутствующее цивилизации вытеснение животных инстинктов, с другой — варварское насилие и чувственность, а вместе с тем секс и смертьJames Monaco. The New Wave. ISBN 9780970703958. Page 279..

Мадемуазель Элен пичкает детей текстами Бальзака и заставляет их танцевать менуэты в костюмах эпохи рококо. Вместо букета Поль дарит своей возлюбленной баранью ногу, которая своей формой напоминает сталактиты пещеры Куньяк, куда героиня водит на экскурсию своих маленьких подопечных, весело щебеча: «Если бы пещерный человек не выжил, не было бы мира, в котором живём мы с вами». Повествовательное напряжение обостряют таинственные, тревожные звуки, которые служат мостиком между сценамиRoyal S. Brown. Overtones and Undertones: Reading Film Music. University of California Press, 1994. Page 225.. Этот атональный музыкальный пуантилизм — намёк на скрытую от глаз зрителей до поры до времени первобытную сторону герояThe Oxford History of World Cinema (ed. Geoffrey Nowell-Smith). Oxford University Press, 1996. Page 561..

В нарушение классических законов триллера, зрителю «Мясника» с самого начала ясно, кто совершает убийства. Сюжет вращается именно вокруг факта виновности, материальным олицетворением которого служит подаренная Элен зажигалкаCharles Derry. The Suspense Thriller. ISBN 9780786462407. P. 243—248.. Для критика Роджера Эберта основной вопрос фильма — что влечёт столь разных людей друг к другу? Возможно, Элен не хочет себе признаться в том, что её завораживает вульгарное жизнелюбие мясника? Возможно, она упивается ощущением опасности? Уже в первой сцене она не может отвести глаз от того, как Поль орудует ножом. Нет ли в этом скрытого мазохизма?

«Мясник» иллюстрирует классический конфликт и взаимное притяжение примитивного «Оно» и прагматичного «Суперэго»: за хрупким фасадом буржуазной респектабельности Шаброль в очередной раз обнаруживает неукрощённого зверяDirectory of World Cinema: France (eds. Tim Palmer, Charlie Michael). ISBN 9781841505633. Pages 227—228.. Среди специалистов по Шабролю распространено мнение, что невольной виновницей преступлений стала именно Элен, которая разбудила в Поле первобытные инстинкты, но из-за своей фригидности не смогла ответить на его чувственный порыв. Только в заключительной сцене героиня Одран, как принято считать, осознаёт свою долю вины в произошедшем.

В ролях

  • Стефан Одран — Элен
  • Жан Янн — Пополь
  • Антонио Пассалиа — Анжело
  • Паскаль Фероне — Отец …
  • Марио Беккара — Леон Амель
  • Вильям Геро — Шарль
  • Роже Рудель — Инспектор полиции Грумбах

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить