КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Одиночество бегуна на длинные дистанции


Русское названиеОдиночество бегуна на длинные дистанции
Оригинальное названиеLoneliness Of The Long Distance Runner
Жанрдрама
РежиссёрТони Ричардсон
АктёрыТом Кортни
Майкл Редгрейв

Джон Тоу
imdb_id0056194
Время103 мин.
СтранаВеликобритания
ПродюсерТони Ричардсон
Майкл Холден
СценаристАлан Силлитоу
КомпозиторДжон Эддисон
ОператорУолтер Лассали
КомпанияWoodfall Film Productions
Год1962

«Одиночество бегуна на длинные дистанции» (enThe Loneliness of the Long Distance Runner) — английский художественный фильм режиссёра Тони Ричардсона, снятый в 1962 по одноимённому рассказу Алана Силлитоу (в русском переводе — «Одинокий бегун»). Фильм содержит резкую критику общественного устройства Великобритании. С выходом фильма вид одиноко бегущего человека стал распространённым сюжетом в мировом кинематографе.

Сюжет

Фильм открывается сценой, в которой главный герой, Колин Смит (Том Кортни), одиноко бежит по просёлочной английской дороге. В своём монологе Колин открывает зрителю, что бег — это средство, с помощью которого он, в прямом и переносном смысле, бежит от своих проблем, — особенно от проблем с законом, — бежит по лесам и полям, не задаваясь вопросом «зачем?». И даже пробегая сквозь победную черту и сквозь стоящую за ней ликующую толпу — он знает, что это ещё не конец. Это — одиночество бегуна на длинные дистанции.

В следующей сцене показан Колин, уже в наручниках, едущий в автобусе вместе с группой других молодых людей (также в наручниках) в Ракстон Тауерс — центр для несовершеннолетних правонарушителей, т. н. «трудных подростков». Директор учреждения (Майкл Редгрейв) убеждён, что только тяжёлая работа и дисциплина, налагаемая на молодых правонарушителей, в конечном счёте сделают из них полезных членов общества. Колин, угрюмый и непослушный, сразу бросается ему в глаза как дерзкий вызов сложившейся системе «перевоспитания».



Все видео

Важной частью программы реабилитации директора является лёгкая атлетика, и вскоре он замечает, что Колин талантливый бегун, и в состоянии легко заткнуть за пояс всех остальных ракстонских спортсменов. Директор центра, в прошлом также бегун, заинтригован спортивными способностями Колина, а волей случая оказывается, что его подопечные были приглашены для участия в пятимильном кроссе против учащихся школы Рэнли, в которой учатся привилегированные дети «сливок общества». Директор видит в этом приглашении отличный способ демонстрации превосходства его «программы реабилитации» над другими методами обучения. Близится день соревнований.

Кинокритика

Британская и американская критика

Британская кинокритика была к фильму беспощадна. Британское издание The Monthly Film Bulletin писало о приводящем в уныние опостылевшем подходе (о режиссуре Ричардсона) и обвинила режиссёра в копировании «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо. Об этом же писал и New Statesman в лице кинокритика Джона Колмана. В Sight & Sound Питер Харкорт раскритиковал прокатное время фильма, назвав его чересчур растянутым. Американская критика разошлась во мнениях. Журнал Show писал о том, что зритель увидит в этом по-прискорбному неуравновешенном фильме совершенно ясную социальную критику, живую операторскую работу, превосходную режиссуру и актёрскую игру. Time выразил своё сожаление о том, что главный герой, якобы, слишком уж явный пролетарий, и что его житейская ситуация уж слишком неестественна и надумана, но тем не менее, отметил блестящую актёрскую игру Кортни: «К счастью, как актёр, Кортни превосходен … его голос — это грохот посреди непрекращающегося городского шума, лицо такое же жёсткое и пустое как тротуар, а глаза так же темны и пусты, как выбитые окна в заброшенной мельнице».

Советская и современная российская критика

Писатель Василий Аксёнов, сравнивая повесть Силлитоу с фильмом Ричардсона, отдаёт предпочтение фильму, называя повесть «немного скучноватой»; фильм видится Аксёнову редким случаем удачной экранизации, он во много раз лучше первоисточника, и маленький жилистый Том Кортни создаёт живой и яркий образ обозлённого английского подростка из бедной пролетарской семьи. Заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения Ростислав Юренев называет «Вкус мёда» и «Одиночество бегуна на длинные дистанции» полными горечи и сомнений, жестокими и лиричными фильмами о молодёжи.

Кинокритик и публицист Алексей Гусев называет фильм «Одиночество бегуна на длинные дистанции» одним из лучших фильмов Ричардсона периода 60-х, в котором, наряду с другими фильмами, — такими как «Комедиант» и «Вкус мёда», — странно, но органично соединяются строгая документальная достоверность чёрно-белых пейзажей и интерьеров с чисто театральной манерой исполнителей: актерская игра задает гневный и горький социальный пафос, документальность изображения придаёт ему жизненность. Кинокритик Михаил Иванов, один из ключевых авторов «Видеогида» и «Film.ru», называет фильм «Одиночество бегуна на длинные дистанции» одним из лучших британских фильмов о «рассерженных молодых людях», о растерянности молодых англичан, их протесте против жестокости, равнодушия и лицемерия буржуазного общества.

Литература

В ролях

Награды

Роль Колина, бунтаря-одиночки, объявившего свой бунт авторитарной власти и не понимающему его обществу, без какой-либо определённой цели, стала знаменательным дебютом для Тома Кортни, чья игра была отмечена в 1966 году наградой Британской киноакадемии как самому многообещающему новичку.

Постановка

При написании сценария по повести «Одиночество бегуна на длинные дистанции» Силлитоу писал литературный сценарий, а затем совместно с Ричардсоном участвовал в работе над фильмом. Сам Ричардсон назвал ленту «поэтическим утверждением права каждого вступить в борьбу с обществом и победить». Режиссура Ричардсона в фильме вмещает в себя некую смесь этого поэтического реализма с документальными кадрами, такими как, например, сцена драки, и пейзажными сценами бега Колина.

В прокате

Фильм как произведение, выражающее западный антагонизм против западного же социального строя, был принят на ура в советском прокате, и в то же самое время был обойдён вниманием в американском, так как американцев всегда раздражал характерный акцент центральной Англии в речи актёров. Критики, как и зрители, часто жаловались на то, что они не могут понять сути диалогов, а в фильме на социальную тематику, таком как этот, в котором рабочий класс выражает своё недовольство — никто в Америке попросту не понял, о чём говорят герои. Как следствие, посыл остался не услышанным и утраченным.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить