КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Он (фильм, 1953)
Русское название | Он |
Оригинальное название | Él |
Жанр | драма, мелодрама, экранизация |
Режиссёр | Луис Бунюэль |
Продюсер | Оскар Дансижер |
Сценарист | Луис Бунюэль, Луис Алькориcа |
Актёры | Артуро де Кордова, Делия Гарсес, Аврора Уокер и др. |
Оператор | Габриэль Фигероа |
Композитор | Луис Хернандес Бретон |
Компания | Producciones Tepeyac |
Страна | Мексика |
Время | 92 мин. |
Год | 1953 |
imdb_id | 0045361 |
«Он» (esÉl) — чёрно-белая мексиканская драма, снятая режиссёром Луисом Бунюэлем по одноимённому роману Мерседес Пинто. Премьера фильма состоялась 9 июля 1953 г. в конкурсе Каннского кинофестиваля. Своей фетишистской тематикой и запутанной структурой с развёрнутыми флешбэками «Он» предвещает последующий фильм Бунюэля — «Попытка преступления» (1955).
Сюжет
Франциско, немолодой богатый холостяк, никогда не имевший связи с женщиной, придерживается строгих принципов и регулярно ходит в церковь. Именно там его внимание привлекают красивые ножки и невинно-покорное выражение лица Глории. Франциско ставит целью сделать её своей женой и после настойчивых ухаживаний добивается этого. Он предан жене, но сам одержим чувством ревности, которое доводит его до помешательства. Жизнь Глории превращается в ад, а её знакомые не хотят в это верить и помочь вырваться из сетей мужа-тирана. Однажды ночью Франциско берёт флакончик с эфиром, иголку и нитки и отправляется к постели спящей жены, чтобы навсегда зашить её влагалище и тем самым положить конец своим тревогам...Дж. Розенбаум.
Значение
В фильме «Он» Луис Бунюэль одним из первых в истории кино представил клиническую картину зарождения и развития паранойи, в данном случае — на почве ревности. Зритель ставится на место главного героя и вместе с ним воспринимает мир со смещениями — от фетишистской зацикленности на ногах (включая ритуал омовения ног в церкви) и до иллюзии тотального заговора окружающих. Жак Лакан считал описание симптомов паранойи в фильме насколько точным, что демонстрировал его студентам на курсах психиатрии.
Смотрите и скачивайте наши фильмы в App Store - https://itunes.apple.com/ru/app/mosfil-m/id463145701?mt=8 Google Play - https://play.google.com/store/apps/details?id=r...Все видео
Премьера фильма в Каннах вызвала оторопь. На премьере случайно оказались ветераны войны, пришедшие на какой-то патриотический фильм, и они подняли в зале улюлюканье. В киноведческой литературе отмечается, что «Он» предвещает «Головокружение» А. Хичкока (1959) как тематикой (мужчина тщетно преследует женщину своей мечты и пытается подчинить её своей воле), так и отдельными элементами фабулы (сцена насилия на колокольне)Evans, Peter William. The Films of Luis Buñuel: Subjectivity and Desire. Clarendon Press, 1995. Page 114.. Считается, что картина оказала влияние на становление художественного метода Романа ПоланскогоWilliams, Linda. «Film madness: the uncanny return of the repressed in Polanski’s The Tenant.» // Cinema Journal Vol XX nr 2 (Spring 1981). Pp. 63-73. и Карлоса СаурыMarvin D’Lugo. The Films of Carlos Saura: The Practice of Seeing. Princeton University Press, 1991. ISBN 9780691008554. Pages 69-70..
Съёмочная группа
- Режиссёр-постановщик: Луис Бунюэль
- Сценаристы: Луис Бунюэль, Луис Алькориcа
- Оператор: Габриэль Фигероа
- Продюсер: Оскар Дансижер
- Художник-постановщик: Эдвард Фицджеральд
- Композитор: Луис Хернандес Бретон
- Звукорежиссёр: Хесус Гонсалес Ганци
- Монтажёр: Карлос Саваж
- Художник по костюмам: Анри де Шатийон
- Гримёр: Армандо Мейер
В ролях
- Артуро де Кордова — Франциско
- Делия Гарсес — Глория
- Аврора Уокер — донна Эсперанса
- Карлос Мартинес Баэна — Веласко, священник
- Рафаэль Банкельс — Рикардо
- Фернандо Касанова — Белтран
- Луис Беристайн — Рауль Конде
- Мануэль Донде — Пабло
- Роберто Мейер
- Хосе Пидаль
В титрах не указаны
- Леон Барросо — слуга
- Антонио Браво — гость
- Чел Лопес — эпизод
- Хосе Муньос — эпизод
- Мануэль Касануэва — эпизод
- Альваро Матуте — эпизод
Анализ
Бунюэль говорил, что герой фильма его интересует «не более, чем какой-нибудь жук или малярийный комар»Hitchcock’s Rereleased Films: from Rope to Vertigo (ed. Walter Srebnick). Wayne State University Press, 1991. Page 144.. Как свидетельствует название фильма, Франсиско — лишь частное проявление патриархального порядка, который формирует его и оправдывает его ненормальность. Рупорами этого миропорядка в фильме выступают священник и мать Глории. Парадокс в том, что вуайер, садомазохист и фетишист в одном лице ведёт вполне респектабельный образ жизни и более уважаем обществом, чем его невинно-добродетельная супруга. Однако его «Я» не выдерживает конфликта между разнонаправленными силами супер-Эго (пуританская католическая мораль) и Оно (извращённые сексуальные фантазии). По словам режиссёра, Франсиско «всё больше и больше воспринимает окружающий мир сквозь призму своей одержимости, пока наконец вся его жизнь не начинает вращаться вокруг неё. К примеру, стоит женщине сыграть что-то на пианино, как ему приходит в голову, что это сигнал любовнику, ожидающему её во дворе»Gwynne Edwards. A Companion to Luis Buñuel. ISBN 9781855661080. Page 73.. На протяжении первой части фильма режиссёр исподволь подготавливает зрителя к погружению вместе с главным героем в пучину безумия. Зритель должен идентифицироваться с ним, чтобы воспринимать безумные выходки Франсиско как нечто само собой разумеющееся.