КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Отелло (фильм, 1952)


Русское названиеОтелло
Оригинальное названиеThe Tragedy of Othello: The Moor of Venice
ЖанрДрама
РежиссёрОрсон Уэллс
ПродюсерЖюльен Дерод
СценаристОрсон Уэллс
Уильям Шекспир (пьеса)
КомпозиторАльберто Барберис
Анджело Франческо Лаваньино
ОператорАльдо Грациати
АктёрыОрсон Уэллс
Майкл МакЛиаммойр
Сюзанна Клутье
КомпанияMercury Productions, Les Films Marceau
СтранаСША
Франция
Италия
Марокко
Время93 мин.
Год1952
imdb_id0045251

«Отелло» (enOthello, полное название The Tragedy of Othello: The Moor of Venice) — художественный фильм режиссёра Орсона Уэллса по мотивам одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. В 1952 году лента получила Гран-при Каннского кинофестиваля.

Сюжет

Сценарий фильма в целом основан на трагедии Шекспира «Отелло», но режиссёр допустил весьма вольную трактовку событий. Как и в «Гражданине Кейне», сюжет развивается нелинейно. Фильм начинается с похорон Отелло и Дездемоны. Дальнейшие события разворачиваются как попытка расследовать и разобраться в истории задним числом.

История создания

Орсон Уэллс работал над этим фильмом примерно с 1948 по 1951 год. Съёмки шли в условиях постоянного недостатка финансирования, поэтому процесс создания ленты был не совсем обычен. Два раза работу приходилось полностью останавливать и распускать съёмочную группу. Режиссёр отправлялся искать средства (в том числе на съёмках других фильмов) и затем собирал группу снова. На нормальную обработку звука денег так и не нашлось: диалоги частично записывали прямо на съёмочной площадке. Сохранившаяся копия картины содержит весьма низкокачественную аудиодорожку, во многих местах не синхронизированы звук и картинка — так и было в исходном варианте. Несмотря на проблемы с финансированием, необходимая натура была найдена в аутентичных (по Шекспиру) местах: в Венеции, на Кипре и в Марокко .



Все видео

Даже после успеха в Каннах картина так и не попала в широкий прокат. Только в 1955 году она была выпущена в ограниченный прокат в США, и её наконец смогли увидеть и оценить. Критик Роджер Эберт пишет о том, что даже в 1992 году не мог найти для просмотра нормальную копию, в наличии была только очень плохого качества 16 мм киноплёнка. После долгих поисков удалось найти нормальный негатив на 35 мм плёнке. Тем не менее, звук на плёнке был очень низкого качества (в добавление к исходным проблемам с аудио). Восстановление картины в современное время обошлось дороже самого производства фильма и потребовало около 1 млн $.

В ролях

  • Орсон УэллсОтелло
  • Майкл МакЛиаммойр — Яго
  • Сюзанна Клутье — Дездемона
  • Роберт Кут — Родриго
  • Майкл Лоренс — Кассио
  • Хилтон Эдвардс — Брабанцио
  • Фэй Комптон — Эмилия
  • Николас Брюс — Лодовико
  • Дорис Доулинг — Бьянка

Критика

Критики оценили картину скорее как кинематографический эксперимент и весьма интересное, хотя и вольное, обращение с классическим сюжетом. Фильм привлекателен прежде всего в изобразительном плане: режиссёру удались переходы между сценами, замечательные ракурсы камеры и операторская работа в целом. Критик Босли Краутер (New York Times) назвал фильм «экстраординарной работой». Роджер Эберт отозвалcя «о необычном опыте», который он получил после просмотра, и порекомендовал потенциальному зрителю всё же хорошо познакомиться с первоисточником, иначе будет тяжело следовать за мыслью создателя картины .

Как драма фильм не столь интересен. Диалоги, актёрская игра на достаточно высоком уровне. К сожалению, по-настоящему глубоко оценить актёрскую игру сложно из-за того, что в имеющихся копиях фильма нелегко разобрать слова. Исполнители ролей Отелло и Дездемоны на своём месте, тогда как игра Майкла МакЛиаммойра, по мнению Босли Краутера, совершенно не соответствует образу Яго, который он пытался воплотить .

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить