КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Понизовая вольница

Русское название | Понизовая вольница (Стенька Разин) |
Жанр | исторический |
Режиссёр | Владимир Ромашков |
Продюсер | Александр Дранков |
Сценарист | Василий Гончаров |
Актёры | Евгений Петров-Краевский и труппа Петербургского народного дома |
Композитор | Михаил Ипполитов-Иванов |
Оператор | Александр Дранков Николай Козловский |
Компания | Ателье А. Дранкова |
Страна | Россия |
Время | 6 мин. 14 сек. |
Год | 1908 |
imdb_id | 0165497 |
«Понизо́вая во́льница» (1908, другие названия — «Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна»). Фильм является первым художественным фильмом России.
Сюжет
Фильм представляет собой экранизацию фрагмента пьесы («исторической былины») Василия Гончарова «Понизовая вольница», в свою очередь написанной по мотивам сюжета известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень».
Знаменитый разбойник Стенька Разин и его ватага одержали победу над персами. Стенька взял в плен красавицу-персиянку и страстно её полюбил. Из-за того, что разинцы разгромили Царицын и Астрахань, их преследуют стрельцы. Стенька ведёт ватагу на Дон, но из-за княжны постоянно останавливается для гулянок. Есаулы пытаются вразумить его, но успеха не имеют. Тогда есаулы решают напоить Разина и подкидывают ему поддельное письмо, из которого ясно, что княжна обманывает Разина с каким-то «принцем Хассаном». Стенька Разин в порыве злобы и ревности кидает княжну в Волгу.
Понизовая вольница (Стенька Разин и княжна) считается первым художественным фильмом России. Он был снят в 1908 году режиссером Владимиром Ромашковым и выпуще...Все видео
Фильм представляет собой последовательность сцен, которые иллюстрируют отдельные моменты этого сюжета. Все они сняты и смонтированы длинными кадрами и общими планами. Режиссура фильма крайне примитивна, актёры беспорядочно бегают в кадре, широко размахивая руками. Сюжет развивается только благодаря интертитрам, подробно сообщающим зрителю, как понимать следующий эпизод. Финал, в котором «могучий» Разин поднимает довольно увесистую княжну над головой и бросает её из челна в воду, снята «спецэффектом» — монтажная склейка скрывает момент, когда актрису подменяют манекеном.
Воспоминания
Получив от мамы заветный пятиалтынный или двугривенный, я, как на крыльях, мчался в нужный «электро-театр», спешил купить билет и замирал в восторге перед экраном, на котором возникали знакомые из книг образы и лихого Кирибеевича, и благородного купца Калашникова, и кровавого царя Ивана Грозного, или буйного Степана Разина и его «ватаги», и красавицы персидской княжны, этого «подарка» Волге-матушке от лихого казака.
Запомнилось мне, с какой рекламой и помпой был организован показ этого первого русского исторического фильма в городском манеже во время традиционных рождественских народных гуляний. Фильм «Понизовая вольница» демонстрировался на огромном экране-великане, натянутым поперёк манежа. Прикидывая сейчас по памяти его размеры, я думаю, что он был не меньше того «Гигантского кинематографа», который демонстрировался Люмьером на Парижской Всемирной выставке с целью показать одно из главнейших достоинств изобретённого им синематографа — массовость потребления его продукции, то есть кинозрелища.
Страницы: 1 2
Другие популярные фильмы
Комментарии
