КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Приключения барона Мюнхгаузена (фильм)
С одной стороны, Вулкан работящий и рачительный хозяин — он организует крупное производство и стремится поддерживать его рентабельность. Однако, как он сам говорит, «я готов поставлять оружие и прочую технику всем, кто готов платить — грекам, троянцам, римлянам, гуннам — я не виноват, если они готовы друг дружке горло перегрызть». При всей своей внешней трудолюбивости его моральный облик нельзя назвать противоположностью его облика внешнего — и первое впечатление от Вулкана как от безжалостного озабоченного только прибылью капиталиста на поверку оказывается верным.
Вулкан возмущается, что его рабочие стали требовать зарплату слишком часто — каждые сто лет, тогда как раньше срок был в тысячелетия. Он создаёт даже ядерные ракеты, и ещё хвастается тем, что «преимущество этого оружия в том, что вам не придётся видеть, как они [враги, а также их жёны, дети, коровы и овцы] умирают. Вы спокойно себе сидите вдали от цели и просто нажимаете кнопку».
Вместе с тем у Вулкана, как и у короля Луны — две ипостаси. Он не только беспринципный капиталист и рачительный хозяин, радеющий о прибыли — он и ценитель прекрасного, копящий все свои богатства ради хорошей устроенной жизни в своём дворце и ради угождения своей жене Венере. Вулкан очень её любит, оберегает, называет «дорогой» и «дражайшей». Однако он же её крайне сильно ревнует — и небезосновательно. В порыве ярости (когда у него в буквальном смысле пар валит из ушей) Вулкан называет свою жену уже не «дорогушей», но «мымрой» и «потаскухой». Наряду с этим Вулкан даже в своих изящных чистых полученных безжалостной эксплуатацией рабочих и торговлей оружием покоях в буквальном и переносном смысле остаётся таким же чёрным и грязным, как и его дела.
Защитники города
Горацио Джексон
«Мы не можем летать на луну. Мы не можем попрать смерть. Нужно смотреть в лицо фактам».
Военные
Командующий. Героический офицер. Артиллеристы.
Актёрская труппа
Генри Солт
Рыжеволосый руководитель труппы. Он играет главную роль в спектакле о Бароне Мюнхгаузене, лебезит перед городским начальством, заботится о работе и хлебе насущном. Тем не менее он очень внимателен к своей дочери Салли, хотя и не может уделять ей много времени.
Салли Солт
Его дочь.
Актёры и актрисы
Актёры Десмонд, Руперт, Билл, Джереми являются двойниками молодых слуг барона. Актрисы труппы Вайолет, Дейзи и Роза были очарованы престарелым бароном и они же были первыми, кто попросил его спасти город. Они также поразительно похожи на фигуранток рассказа барона.
Смерть
Смерть — очень важный персонаж фильма. Она появляется уже в первых кадрах в качестве статуи на городских часах, она склоняется над Мюнхгаузеном после первого обстрела театра, она преследует его на протяжении всего фильма. Вместе с тем барон смеётся над ней, когда летит на ядре и уклоняется от её косы и молодеет после её попыток отобрать у барона жизнь.
Факты
- Фильм завершает неофициальную трилогию Гиллиама, начатую фильмами «Бандиты времени» и «Бразилия». Эти фильмы описывают три этапа жизни человека — юность, зрелость и старость.
- Барона в фильме зовут Munchausen, а не Münchhausen.
- Роль Короля Луны предназначалась Шону Коннери. Но после того, как роль была сильно урезана, её сыграл Робин Уильямс.
- Робин Уильямс указан в титрах как Ray D. Tutto. Это английская транслитерация итальянской фразы Re di Tutto, которая означает «Король Всего на свете» — так Король Луны представляется барону Мюнхаузену при встрече. Менеджмент Уильямса запретил использовать его имя в титрах, опасаясь, что фильм будет продвигаться в первую очередь за счёт участия в нём Уильямса.«Терри Гиллиам. Интервью с Иэном Кристи». ISBN 978-5-9985-0857-8, стр. 262
- Роль Кристофера Ламберта была полностью вырезана из фильма.
- Коня барона зовут «Буцефал» — как и коня Александра Македонского.
- Первоначальный бюджет фильма был превышен в 2 раза — с 23,5 миллионов долларов до 46,63 миллионов.
- Перед выходом фильма на экраны США в «Columbia Pictures» произошла смена руководства, что привело к тому, что фильм шёл в очень малом количестве кинотеатров. Из-за этого сборы картины составили всего 8 млн долларов.